Российские профсоюзы. История и современность. Презентация на тему ««вступай в профсоюз Посещение концертов, спектаклей…

02.05.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

«Профсоюзы вчера, сегодня, завтра»

Цель:

Ø дать понятия профсоюзы, профсоюзное движение;

Ø показать их цели задачи;

Ø способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективного фактора белорусской общественной жизни.

Задачи:

ü познакомится с историей создания профсоюзов и профсоюзного движения;

ü показать роль профсоюзов как важный элемент современного гражданского общества;

ü содействовать повышению гражданской культуры школьников, формированию активной жизненной позиции путём использования знаний о профсоюзной организации в реальной общественной деятельности.

Оформление:

§ м/медийная презентация по теме урока,

§ оформление доски –тема урока, термины -профсоюзы, тред-юнионы, социально-экономические и трудовые интересы, социальный пакет,

§ даты- 1792г ., Англия - появились первые профессиональные союзы;

1799–1800 – Англия, приняты законодательные акты

1824 - фактическая легализация тред-юнионов

§ фотографии и альбомы из жизни школьной профсоюзной организации.

На уроке присутствуют гости:

§ председатель Ленинской районной профсоюзной организацииг. Минска –,

§ председатель школьной профсоюзной организации – ,

§ заместитель директора по учебной работе.

Работа на уроке идёт по группам.

Тип урока – урок изучения нового материала.


Ход урока

Учащиеся рассаживаются, им говорят тему урока, цели, задачи, представляют гостей.

Учитель предлагает учащимся познакомиться с новыми терминами и датами, ответить на вопрос – что включает в себя понятие профсоюзы как сложное слово, объяснить каждое из них и дать определение (добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов)

Учитель: – Дайте объяснение терминам из определения профсоюзы –

· экономические интересы (уровень заработной платы , обеспечивающий достойную жизнь, пенсионное обеспечение),

· социальные интересы (отсутствие безработицы , гарантия занятости, социальное страхование (оплата больничного листа, пособие по уходу за ребенком, обеспечение льгот, например обеспечение жильем),

· трудовые интересы (условия труда система оплаты труда продолжительность рабочего времени продолжительность отпуска обеспечение безопасности труда),

ü представляет интересы профсоюзных организаций;

ü осуществляет информационное, организационное и правовое обеспечение деятельности членских организаций.

Деятельность профсоюзов сосредоточена на

Ø отстаивании позиций по улучшению материального положения и условий жизни людей,

Ø обеспечении полной занятости населения, создании новых рабочих мест,

ü регулирование рабочего времени и отдыха;

ü безопасные условия работы

XX-ХХI век

ü Развитие экономики, обеспечивающей достойную жизнь всем на базе достойного труда;

ü Достойную заработную плату и эффективную занятость;

ü Развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг;

ü Безопасное рабочее место;

Учащиеся задают интересующие их вопросы лидерам районной и школьной профсоюзных организаций –,

6. Закрепление изученного материала

· Профсоюзы это…? (добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности)

· Каковы основные цели профсоюзов? (Защита социально-трудовых прав и интересов членов своего профсоюза)

· Какое государство является родиной профсоюзов? (Англия)

· Назовите дату возникновения первых профсоюзов в Англии? (1792г .)

· Назовите основные требования профсоюзов XIX в. связанное с «любимым» числом женщин? (8-е марта)

· Почему требования тред-юнионов назывались «требования ножа и вилки»? (защищали экономические требования)

Рефлексия.

Походя к завершению урока хотелось бы услышать вашу точку зрения –

Можно ли назвать профсоюзы важным элементом современного гражданского общества

(да – нет, почему) ?

Помните, что у вас впереди взрослая жизнь и каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Ваши интересы – защитят профсоюзы!

Спасибо за работу. Урок окончен.

Профсоюзный урок

Тема: «Российские профсоюзы: история и современность».

Цели урока: познакомить учащихся с понятиями «профессиональный союз», «профсоюз», историей его становления, функциями профсоюза, значением и ролью в современном российском обществе; заложить основы к способам защиты своих трудовых прав .

Ход урока:

1. Организационный момент

Ведущий:

Дорогие ребята! Уважаемые гости!

Рады приветствовать вас на школьном съезде профсоюзов!

Ведущий:

Здравствуйте Взрослые, здравствуйте Дети,

День необычный сегодня на свете.

Мы в этом зале приветствуем вас

И о профсоюзах пойдет наш рассказ.

Ученики: 2 класс

Что такое профсоюзы?

Что такое профсоюзы?

Мне, ребенку, восьми лет

Прошу дать о профсоюзах подробный ответ.

Ведущий:

Что такое профсоюз - это повесть,

Наши будни, наша жизнь, наша совесть.

И в нём зависти нет и нет фальши,

Что такое профсоюз, знает каждый,

За кого постоял он однажды.

С кем он в радости был, был и в горе

И помог разрешить проблем море.

Что такое профсоюз - это сила,

Крепче не было фронта и тыла.

Закаляет сердца наши, волю,

Он надежда на лучшую долю.

Что такое профсоюз - дело чести,

Когда все как один, когда вместе.

Это главное наше богатство,

Это школа единства и братства.

Что такое профсоюз - это служба.

Это курсы, учёба и дружба.

Это людям на верность присяга.

Это смелость, напор и отвага .

Что такое профсоюз - это вера,

Это роль эталона, примера.

Профсоюз будет жить, будет вечен,

Так как он справедлив, человечен!

Частушки: 4 класс

Профсоюзы – это лихо!

Здесь не отсидишься тихо!

Много дел мы Вам предложим.

Не сумеете – поможем!

Если будешь в профсоюзе,

Защищать тебя мы будем,

Ну, а если ты не с нами,

То поплачься своей маме!

Чем прекрасен наш союз,

Наш союз – профсоюз!

Защитит тебя всегда,

Не обидит никогда!

Если хочешь ты путевку,

Если стало трудно жить

Ты подумай, не пора ли

В профсоюз тебе вступить!

Профсоюз вам не игрушка,

Не сломаешь, не толкнешь,

Только в нашем профсоюзе

Соцзащиту ты найдешь!

Профсоюз – моя семья!

С ним по жизни ты и я! ВСЕ ВМЕСТЕ

2. История возникновения профсоюзов.

Ученики:

Нам, конечно, интересно.

Но, нам много неизвестно.

Как возник, где раньше жил,

С кем общался, с кем дружил?

Ведущий:

1) Что такое профсоюз?

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.

К экономическим интересам относится : уровень заработной платы , обеспечивающий достойную жизнь, пенсионное обеспечение .

К социальным интересам относится : отсутствие безработицы, гарантия занятости, социальное страхование (оплата больничного листа, пособие по уходу за ребенком, обеспечение льгот).

К трудовым интересам относится : условия труда, система оплаты труда , продолжительность рабочего времени , продолжительность отпуска, обеспечение безопасности труда.

Социальный пакет – дополнительные льготы и гарантии на рабочем месте гарантия сохранения рабочего места выполнение трудового законодательства.

2) Как же люди поняли то, что им нужны профсоюзы?

В далеком XII в. городские купцы и ремесленники начали объединяться в товарищества: купцы – в гильдии, ремесленники – в цеха.

Гильдии и цеха прежде всего должны были защищать своих членов. Члены цеха помогали друг другу осваивать новые приемы в своем ремесле. Цеховое начальство следило, чтобы все цеха работали в равных условиях труда, чтобы другие не богатели за счет других, не переманивали заказчиков, покупателей, вводили определенный режим работы. Цехи поддерживали вдов и сирот, собратьев по профессии, безвременно скончавшихся, помогали своим инвалидам, устраивали общие праздники, контролировали качество продукции. Так зарождались профсоюзы 800 лет назад. Но настоящие профсоюзы возникли в Великобритании .

3) Первое профсоюзное движение.

Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18-19 веков. Великобритания – государство Западной Европы, большая часть которого расположена на острове Британия.

В 19 веке сельская Англия превратилась в страну городов и мастерскую мира. Формируется класса промышленников – собственников и класс работников – пролетариев, противоречия между ними, привели к тому, что появилось объединение, которое отстаивало социально – экономические интересы пролетариев: продолжительность рабочего дня, условия труда, их безопасность, уровень заработной платы.

В Англии первые профессиональные союзы появились в 1792 году у рабочих хлопкопрядильной промышленности, затем у литейщиков и шахтеров.

Активно использовался детский и женский труд. В 1839 году половина рабочих Великобритании были моложе 18 лет и половину из них составляли женщины и дети.

Вполне закономерно, что впервые профсоюзы возникли в годы промышленной революции в наиболее промышленно развитой стране мира – Англии

4) Профсоюзы в России.

Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки. Образование профсоюзов открыло новый этап в развитии рабочего движения в России.

В 1905 году в Москве проходила I Всероссийская конференция профессиональных союзов, образовавшая межсоюзную организацию профессиональных союзов - Московское центральное бюро профсоюзов. Эта дата считается официальной датой возникновения российских профсоюзов.

К середине 1917 года профсоюзы представляли работников около 110 профессий. В первые годы советской власти профсоюзы играли важную роль в ликвидации безработицы и неграмотности, в обеспечении продовольствием и топливом рабочих и их семей.

В 50-70-х годах XX века окончательно сформировалась правовая система профсоюзов страны.

К середине 80-х годов профсоюзы имели разветвленную и устойчивую структуру, объединяли 140 миллионов человек, то есть практически все взрослое население страны, включая учащихся средних и высших учреждений. От рабочего до министра, от токаря до главы правительства - все были объединены в 31 отраслевой профсоюз.

5) Выводы:

Профсоюзы остались единственными представителями прав и интересов работников на всех уровнях.

Важнейшей страницей в летописи профсоюзного движения России в постсоветский период стало проведение Учредительного съезда профсоюзов РСФСР в 1990 году. Съезд провозгласил создание Федерации Независимых Профсоюзов России, которая объединила основную часть традиционных профсоюзных структур.

3. Вступление в профсоюзную организацию.

Ведущий:

Ну и как вам наш рассказ?

Ученики (2 класс хором):

Нам понравился ваш сказ.

Мы хотим вас попросить

В профсоюз к себе пустить.

Ведущий :

Вот и здорово, ребята,

Для начала, без сомненья мы напишем заявленье.

(ученики 2 класса заполняют бланки заявлений и передают их Молчановой Е.М.

Звучит торжественная музыка)

Ведущий:

С профсоюзом жизнь связала нас,
Он для всех опора в трудный час,
Вот уж больше сотни лет,
Оставляет добрый след.

Ведущий :

Кто там сказал, что "нашим" не по силам?!
Поклон всем тем, кто поднял этот груз.
И этот груз в истории России, -
Подобен улью наш российский профсоюз.
Как в улье пчёлы, Вы трудяги,
Работники, вам в мире равных нет.


Вы не какие-то понурые бродяги, -
Сплотились крепко против всяких бед.
Трудом служить великой родине во славу! -
Вот чести, мужества слова.
Всегда верны Вы чёткому уставу:

ОТСТАИВАТЬ РАБОЧИЕ ПРАВА!

Ведущий :

А теперь нам с вами нужно познакомиться с основными принципами работы профсоюзов. Для этого мы проведем работу в наших профсоюзных командах.

Внимание, внимание первое задание. Вам нужно придумать название и девиз для своей команды.

(дети придумывают название и девиз)

1 команда ЗВЁЗДОЧКА

Девиз:

Профсоюз это сила,

Это новая жизнь.

Ты вступай в Профсоюз,

За него и держись.

2 команда КОМЕТА

Девиз:

В профсоюз вступил не зря - знаю, там мои друзья!

За каждое выполненное задание команда будет получать подарок от профсоюзной организации (билет в театр, кино, на концерт, в музей и т.д..)

Задание "Закончи предложение".

Ведущий:

Вам необходимо проявить смекалку, креативность и ответить на вопрос:

"ЧТО ДЕЛАЕТ ПРОФСОЮЗ?"

П… Протягивает руку помощи!

Р… Решает социальные проблемы!

О… Отстаивает права и интересы человека труда!

Ф… Формирует основные требования к работодателю!

С… Содействует росту заработной платы!

О… Осуществляет представительство интересов в суде!

Ю… Юридически поддерживает и защищает!

З… Знает, что делать!

Молодцы! А вот вам и награда. Следующий конкурс.

Задание "А знаете ли Вы…"

Ведущий:

"Уважаемые члены профсоюза школьников!

Я предлагаю окунуться в детство и вспомнить сказку "Золушка"

и найти нарушения трудовых прав Золушки,

проанализировав предложенный вам текст".

Участникам раздаются карточки с текстом. (+ на слайде)

Тексты: (ДЕТИ ЧИТАЮТ)

1. Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.

2. При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

3. Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: "Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

4. Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

5. На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля отправила её работать посудомойкой на кухню дворца.

6. Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

7. Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.

Ведущий:

Молодцы, ребята! Наши советы должны помочь не только Золушке, но и нам всем. А чтобы не забыть их, получите памятки.

Задание: "Радуга".

Ведущий:

"Многие из нас, и вступающие в профсоюз, и уже являющиеся его членами, нередко задаются вопросом: "А что это такое? Зачем нужен профсоюз? Какие преимущества он мне даст?". Особенно часто этот вопрос возникает у людей, только услышавших о нашей организации.

Каждому участнику предлагается выбрать один из цветов радуги и

соответствующее ему определение целей и задач Профсоюза и озвучить их.

(Звучит фоновая музыка)

Ученики парами выходят к сцене (2+4 класс):

(На мольберте контур радуги со словами-подсказками)

1ая пара

Подходит к мольберту, берёт кисть, обмакивает её в баночку с фиолетовой краской, рисует нижнюю дугу радуги

«Я хочу чтобы мы в нашем школе чувствовали себя комфортно».

2ая пара

Берёт другую кисть, макает её в синюю краску, рисует вторую снизу линию и говорит:

А в этом нам поможет наша первичная профсоюзная организация, ведь профсоюз:

«Добивается повышения благосостояния и жизненного уровня

членов Профсоюза школьников»

3ья пара

Берёт другую кисть, макает её в голубую краску, рисует третью снизу линию и говорит:

«Обеспечивает защиту права каждого члена Профсоюза школьников на образование, повышение уровня воспитанности школьников».

4ая пара

Берёт другую кисть, макает её в зелёную краску, рисует четвёртую снизу линию и говорит:

«Содействует охране здоровья, созданию здоровых и безопасных условий обучения»

5ая пара

Берёт другую кисть, макает её в жёлтую краску, рисует пятую линию и говорит:

«Осуществляет общественный контроль за практической реализацией признаваемых законом приоритетов в сфере образования и науки».

6ая пара

Берёт другую кисть, макает её в оранжевую краску, рисует шестую линию и говорит

«Укрепляет организационное единство, развивает солидарность, взаимопомощь и сотрудничество членов Профсоюза школьников»

7ая пара

Берёт другую кисть, макает её в красную краску, рисует седьмую линию и говорит

«Оказывает бесплатную юридическую, методическую, консультационную, и по необходимости, материальную помощь членам профсоюза школьников»

Ведущий:

«Пусть такой же радужной будет ваша жизнь в нашем коллективе и в профсоюзе школьников, пусть вам будет легко и интересно в обществе людей, комфортно жить в нашей стране!

Желаем вам успеха, процветания, душевного спокойствия, материального благополучия!»

Председатель профсоюзной организации

В завершении нашего школьного съезда профсоюзов позвольте вручить вам профсоюзные билеты Профсоюза Школьников.

(Вручает 2ому классу профсоюзные билеты.)

Звучит гимн профсоюзов.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: определить место и роль в политической структуре российского общества.

Задачи:

  • Определить, что такое «профсоюз».
  • Раскрыть функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества.
  • Рассмотреть ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды.
  • Актуализировать знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– У нас сегодня необычный урок. Урок посвящен профсоюзному движению. Обратите внимание на тему и цель нашего урока.

Слайд 1.

«Российские профсоюзы. История и современность».

Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества.

Учитель. Ребята, что вы знаете о профсоюзах? Кто может входить в профсоюзы? Что такое профсоюз? (Ответ учеников).

Учитель подводит итоги ответов учеников.

Слайд 2.

Профсоюз – это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов.

Учитель. Откроем Конституцию РФ, ст.30., прочитаем.

Т.О. Право на создание профсоюзов законодательно гарантировано Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (гл.1, ст.2)

Вопрос к классу: Для чего работники объединяются в профсоюзы?

Ответ: Главная цель – обеспечение представительства социально-демократических, трудовых интересов и прав работников перед работодателем.

Вопрос к классу: Как вы думаете, что относится к основным функциям профсоюза?

Слайд 3.

Основные функции профсоюза:

  • Организационная;
  • Регуляция социально-трудовых отношений;
  • Защитная;
  • Представительская;
  • Контрольная;
  • Информационная.

Учитель. Как вы думаете, что относится к экономическим интересам работника?

Экономические интересы:

  1. Уровень заработной платы;
  2. Достойная жизнь.
  3. Уровень пенсионного обеспечения.

Слайд 4.

Учитель. А что мы отнесем к социальным интересам работника?

Слайд 5.

Социальные интересы:

  1. Отсутствие безработицы;
  2. Гарантия занятости;
  3. Социальное страхование;
  4. Обеспечение льгот;
  5. Обеспечение жильем.

Учитель. И последнее – каков трудовой интерес работника?

Слайд 6.

Трудовые интересы работника:

  1. Условия труда;
  2. «Социальный пакет»;
  3. Гарантия сохранения рабочего места.

Слайд 7.

Учитель. Сегодня мы с вами пройдемся по страницам истории образования профсоюзного движения. Итак, мы отправляемся в Англию.

Ученик 1: Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18-19 веков. 19 век – век экономического, политического и колониального расцвета. Время промышленной революции, появление наемного труда, товарно-денежных отношений, где труд становится товаром, имеющим свою цену. Сельская Англия превращается в страну городов. К середине 19 века страна превратилась в промышленную мастерскую мира. Формирование класса промышленников-собственников и работников-пролетариев, противоречия между ними, привели к тому, что появилась необходимость создания объединений, отстаивающих их социально-экономические интересы: продолжительность рабочего дня, условия труда, их безопасность, уровень заработной платы. В Англии первые профсоюзы появились в 1792 году у рабочих хлопкопрядильной промышленности, затем у литейщиков и шахтеров.

Слайд 8.

Ученик 2. Во Франции профсоюзы создавались в форме «обществ сопротивления», такие как общество грузчиков парижского порта и общества носильщиков.
На начальном этапе профсоюзы представляли собой малочисленные организации. Они существовали нелегально, т.к. буржуазия преследовала рабочих за великую попытку создания рабочих организаций. Наряду с защитой экономических прав трудящихся, рабочие стали вступать и в политическую борьбу. Росту политической активности в странах Европы способствовало усиление влияния профсоюзного движения.
До первой мировой войны рабочим в странах, где были созданы профсоюзы (Великобритания, Германия, Франция, США) удалось в ходе упорной борьбы добиться в некоторых областях сокращения рабочего дня до 8-10 часов, добиться осуществления первых мероприятий в области социального страхования и охраны труда.

Учитель. А как же у нас, в России?
В России профсоюзы появились значительно позже. Это было связано с тем, что долгое время Россия оставалась аграрной страной, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. До 1861 года существовало крепостное право. Лишь с развитием крупного фабрично-заводского производства и формированием рабочего класса создавались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих.
Вторая половина 19 века. Россия. Никольская мануфактура Саввы Морозова.

Задание классу: Давайте прочитаем выдержки из табеля взысканий этой мануфактуры, за что могли штрафовать рабочего:

  • За опоздание и брак в работе;
  • За приглашение гостей в казарму без разрешения начальства;
  • За не снятие шапки перед хозяином;
  • За стирку и сушку белья в казарме;
  • За отлучку без надобности от машин;
  • За непослушание отдельным приказам и т.д.

Всего этот табель содержал 735 пунктов.

Подходило время получения заработной платы, а получать было нечего.

Вопрос к классу: Как вы думаете, как рабочие реагировали на такие действия работодателей?

– Верно, поднимались на стачку – это одна из форм борьбы рабочих второй половины 19 века.

Слайд 9.

(Выступление ученика о Морозовской стачке)

Ученик. 7 января 1885 г. На текстильной фабрике «Товарищества Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и К», где работало 11 тыс. человек началась стачка. Накануне стачки передовые рабочие, имевшие опыт революционной борьбы провели две тайные встречи инициативных рабочих, на которых выработали план действий и составили требования. В стачке участвовало 8 тыс. рабочих. По настоянию губернатора, прибывшего с двумя батальонами войск, 8 января рабочим были сделаны незначительные уступки. 11 января губернатору были вручены «Требования по общему согласию рабочих», в которых говорилось о необходимости учреждений государственного контроля, который уровнял бы заработную плату и принятия законодательных изменений в условиях найма. Т.О. требования были предъявлены не только хозяину, но и правительству. По приказу губернатора значительная группа стачечников была арестована. Рабочие силой освободили большинство арестованных и потребовали освободить своего лидера, рабочего Волкова. Вновь произошли столкновения с войсками, и только 17 января властям удалось подавить Морозовскую стачку. Последовавшие за ней крупные стачки заставили правительство пойти на уступки. 3 июня 1886 года был издан закон о штрафах, о порядке найма и увольнения рабочих.

Вывод:

Пока выступления, в России, рабочих развивались стихийно, неорганизованно. Рабочие выдвигали только экономические требования. Они еще не имели собственных политических организаций и профессиональных союзов, но стачечные комитеты принято считать предшественниками профсоюзов в России.

Газеты писали:

«Это громоздкая стачка произвела очень сильное впечатление на правительство, которое увидело, что рабочие, когда они действуют вместе, представляют опасную силу, особенно когда масса совместно действующих рабочих выставляет прямо свои требования.»

Слайд 10.

Учитель. Профсоюзы в собственном смысле слова появились в нашей стране только во время революции 1905-1907 годов. Именно в этот период сложились профсоюзные комитеты на крупных питерских заводах – Бутиловском и Обуховском

Слайд 11 – 1917г. Массовое профсоюзное движение, объединившее 110 профессий.
Слайд 12 – Первый лидер советских профсоюзов Михаил Павлович Томский.
Слайд 13 – В советский период профсоюзы объединяли 99% граждан. Их печатным органом стала одна из самых читаемых газет – газета «Труд».
Слайд 14 – 1990 г. Создание Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР).
Слайд 15 – Октябрь 2005 г. Отметили 100-летие профсоюзному движению России.
Слайд 16 – Лидером ФНПР является Шмаков Михаил Владимирович.
Слайд 17 – Главный лозунг современных профсоюзов
– Зарплата!
– Занятость!
– Законность!
Слайд 18 – В настоящее время профсоюзы объединяют 5,5 млн. чел.
Слайд 19 – Методы воздействия профсоюзов на современное государство:

  • Митинги;
  • Пикеты;
  • Демонстрации;
  • Забастовки;
  • Голодовки (крайняя мера).

Учитель. В нашей стране совсем недавно был проведен социологический опрос на тему: «Какие проблемы должны решать профсоюзные организации в первую очередь?»

Ответы распределились следующим образом:

  • Повышение заработной платы – 64%
  • Защита от безработицы, улучшение условий труда – 49%
  • Расширение и укрепление Социальных гарантий – 36%
  • Организация отдыха и досуга – 31%

Слайд 20 – Московская городская организация Профсоюза – крупнейшая среди региональных профсоюзных организаций.

Учитель. Подведем итог нашего урока. Ответим на вопросы:

  1. Дать определение понятия «Профсоюз».
  2. Назовите дату образования профсоюза в России.
  3. Какая газета в советские годы считалась печатным изданием профсоюзов?
  4. Какова роль профсоюзов на современном этапе?
  5. Назовите основные лозунги профсоюзов.

(Выставление отметок за урок).

Разделы: Внеклассная работа

Только труд может сделать человека
счастливым, приводя его душу в ясность,
гармонию и довольство самим собою.
Труд облагораживает человека.
В.Г. Белинский

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • чётко определить понятие труда, познакомить учащихся с нормами международной и российской законодательной базы в области трудового права, создать представление у учеников о гарантиях и льготах, предоставляемых несовершеннолетним работникам, углубить представления учащихся о роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений;
  • содействовать развитию учебных умений учащихся (анализ документа, соотнесение ситуации с правовой нормой, работа в группе, выступление с сообщением), способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК;
  • способствовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей, воспитанию законопослушного, умеющего отстаивать свои права гражданина,

Оборудование: компьютер и проектор, слайд-презентация по теме урока, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.

Ход урока

I . Введение учеников в тему урока

Обсуждение с учащимися притчи:

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Что ты делаешь?

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

– Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

– Строю Шартрский собор!»

Вопросы для беседы.

  • О чём эта притча?
  • Как вы её понимаете?
  • Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

Объявление учащимся темы урока: «Труд - право или обязанность?»

– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?

– Копать и закапывать яму с утра и до вечера - это труд? Вспомните миф о Сизифе.

Составление учащимися в группах синквейна со словом «труд».

Порядок составления синквейна:

  • 1 строка - «труд»,
  • 2 строка - два прилагательных,
  • 3 строка - три глагола,
  • 4 строка - вывод, умозаключение в виде предложения.

Примерный синквейн.

Добровольный, оплачиваемый

Радует, удовлетворяет, обогащает.

Только свободный труд может обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.

Учащиеся зачитывают составленные ими синквейны.

II. Слайд - презентация «Труд - право или обязанность?» (приложение)

(На экране с самого начала урока демонстрируется слайд №1 с темой урока.)

Риторический вопрос учителя:

– Так что же такое труд?

Демонстрируется слайд № 2

Учитель. Общественные отношения, возникающие в процессе труда граждан нашего государства призвано регулировать трудовое право России. Источниками трудового права являются правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них - Конституция РФ.

– А какой международный документ является эталоном для конституции любой страны мира в вопросе оправах человека?

Демонстрируется слайд № 3

– Что говорится в Конституции РФ о праве на труд? Труд - это право или обязанность?

Демонстрируются слайды № 4 - 6

Учитель. Отсутствует статья о тунеядстве.

В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ труд как их обязанность не фиксирует.

– Правильно ли это на ваш взгляд?

– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?

– Как вы думаете, есть ли люди, для которых труд не только право, но и потребность?

Демонстрируется слайд № 7

– Чем труд является для каждого из вас?

Учитель. Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим.

Демонстрируются слайды № 8 - 11

Выступления учащихся со своими комментариями.

III . Трудовые права несовершеннолетних

Учитель. Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу. Да и некоторые родители в воспитательных целях советуют подросткам найти для себя какую-нибудь подработку. Очень важно, чтобы молодые люди придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.

Первое задание для малых групп . Рассмотреть предложенные ситуации и разыграть в ролях диалоги юриста-консультанта и несовершеннолетнего. При этом учитывайте памятку.

«Несовершеннолетние и законодательство о труде»

  • Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
  • Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.
  • При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.
  • Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
  • Несовершеннолетним запрещается торговля спиртными напитками табачными изделиями.
  • Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.
  • Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.
  • Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
  • Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.
  • Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
  • Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
  • При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной - по установленным расценкам.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, рассматривают предложенные им ситуации и по очереди разыгрывают их по ролям перед классом. Все учащиеся оценивают правильность рассмотрения своей ситуации каждой группой.

Ситуация 1. 15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.

Ситуация 2. Во время каникул 14-летний Николай решил устроиться на работу - расклеивать объявления. Родители Николая возражают. Они считают, что перед новым учебным годом сын должен как следует отдохнуть. Может ли Николай в этом случае быть принят на работу?

Ситуация 3. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?

Ситуация 4. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?

Второе задание для малых групп . Найти нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:

«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля Отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.

Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.

Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оставила. Только теперь никто не смел нарушать её трудовые права.»

Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.

IV . Профсоюзы. Их роль в современную эпоху

Учитель. Во всех, рассмотренных нами ситуациях, вам необходимо знание ваших прав для того, чтобы их отстоять.

– Какие вам известны организации, возникшие специально для защиты прав трудящихся?

– Сколько лет существуют профсоюзы?

– Как вы считаете, являются ли профсоюзы обязательным и действенным элементом гражданского общества?

Сообщение ученика «Задачи и роль профсоюзов в современной России.»

В сообщении ученика должны прозвучать задачи профсоюзов с учётом новых социально-экономических реалий:

  • экономика, обеспечивающая достойную жизнь всем на базе достойного труда;
  • достойная заработная плата и эффективная занятость;
  • развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг;
  • безопасное рабочее место;
  • соблюдение трудовых прав работников, уважение их интересов;
  • развитие социального партнёрства как действенного инструмента формирования условий эффективного труда.

V . Домашнее задание

Познакомиться со статьями Трудового кодекса РФ № 16, 21, 22, 56-71, 76, 80, 91-96, 99, 106-108, 115, 132, 136, 142, 153, 189, 191-193, 234-238.

Крупина Людмила Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 1592
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект классного часа
Тема: Профсоюзный урок. "За что борются профсоюзы"
Дата публикации: 03.02.2016
Раздел: среднее образование

Профсоюзный урок в 11 «А» классе

«ЗА ЧТО БОРЮТСЯ ПРОФСОЮЗЫ»

Учитель математики Крупина Людмила Борисовна

Цели:
заложить основы к способам защиты своих трудовых прав; способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективного фактора общественной жизни России.
Задачи:
1) проследить историю создания профсоюзов в России, ознакомиться с его целями и задачами, мероприятиями, проводимыми этими организациями; 2) способствовать умению анализировать информацию о профсоюзном движении как важном элементе гражданского общества. 3) содействовать повышению гражданской культуры школьников, формированию активной жизненной позиции; 4) способствовать повышению мотивации участия молодежи в профсоюзном движении; 5) побуждение к глубокому изучению Конституции РФ, Трудового кодекса РФ и прочих федеральных законов, нормативно-правовых актов президента РФ, правительства, Министерства труда и социального развития.
Оформление и оборудование:
1.Эпиграф к классному часу. СЛАЙД 2 Три «ЗА» ЗАрплата, ЗАнятость, ЗАконность. В благосостоянии трудящихся – будущее экономики страны. (Лозунги профсоюзов на первомайской демонстрации 2015 года). 2. Компьютерная презентация.
Участники:
учащиеся 11 «А» класса.

Ход классного часа:
Учитель. У нас сегодня необычный классный час – профсоюзный урок. Урок посвящен профсоюзному движению. Для того, чтобы начать наш классный час, нужно сначала понять, что же такое профсоюз. Скажите, кто из вас знает, что такое профсоюз? СЛАЙД 3 Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных между собой общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов. Одно из важнейших демократических прав граждан РФ, закрепленное конституцией и федеральным законом – право на объединение в профсоюзы. В октябре 2015 года исполнилось 110 лет с момента образования российских профсоюзов. Учитель. Как вы думаете, почему в России профсоюзное движение возникло позже, чем в странах Европы? (Это было связано с тем, что долгое время Россия оставалась аграрной страной, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. До 1861 года в России существовало крепостное право. Лишь с развитием крупного фабрично- заводского производства и формированием рабочего класса создавались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих. В начале 20 века возбуждение в обществе нарастало. 3 января 1905 года началась забастовки с требованиями 8-ми часового рабочего дня и повышения заработной платы. Начался процесс политического и профессионального самоопределения. Согласно российскому законодательству, каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую и профессиональную деятельность, имеет право, без всякого предварительного разрешения, по своему выбору создавать
профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза. А вы, школьники, могли бы вступать в профсоюзы? (Нет.) А студенты профессиональных учебных заведений? (Да, учащиеся учреждений профессионального образования (высшего и среднего) также могут вступать в профсоюзы.) Учитель показывает свой профсоюзный билет, выданный 13 сентября 1977 года, сразу после поступления на 1 курс института.
Главная цель объединения в профсоюзы
– обеспечение представительства социально-экономических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем и органами власти.
Чем вызвана борьба профсоюзов?
Возникает закономерный вопрос – против чего и с кем борются профсоюзы? Почему в нашем правовом государстве возникает некоторое «противостояние» между работодателем и работниками? В современных условиях каждый, будь то работник или работодатель, стремится отстаивать свои интересы.
Работодатель
всегда хочет получить максимальную прибыль при минимальных затратах, часто незаконно уменьшая работнику заработную плату. Отсюда возникает необходимость разобраться, в каких случаях действия работодателя правомерны, а в каких интересы работников нуждаются в защите. В современных условиях в России возникла необходимость совершенствования механизмов работы предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности в целях повышения их конкурентоспособности на международном уровне. Для реализации данной задачи огромное значение имеет согласованное взаимодействие субъектов трудового права. Соблюдение работодателем трудовых прав и интересов
работников обеспечивает стабильное положение обоих в сфере трудовых отношений. Но если у работодателя возникают какие-либо экономические трудности, то зачастую он действует с нарушением норм трудового права, защищающих интересы работников. Материальное положение работника ухудшается, что ведет к возникновению конфликта интересов, который иногда невозможно разрешить без вмешательства государственных органов. Основу стимулирования любого труда составляет материальный интерес, а именно заработная плата. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Учитель. Что относится к
экономическим интересам работников
? Ответы учеников (уровень заработной платы, который может обеспечить достойную жизнь) Учитель. Что относится к
социальным интересам работников
? Ответы учеников (получение места работы с учетом образования и желания, оплата больничного листа, обеспечение льготами и жильем). Учитель.
Что относится к трудовым интересам
? Ответы учеников (условия труда, обеспечение безопасности труда и т.д.)
Налицо некоторая рознь в интересах работодателя и работника. Но отстаивать свои интересы следует строго соблюдая законность. Работникам не следует постоянно требовать повышения заработной платы, улучшений условий труда, льгот, сокращения рабочего времени. Нельзя постоянно получать блага, мало отдавая взамен. От работника требуется квалифицированный труд, повышение производительности, улучшения качества продукции. Без этого в современных условиях (кризис, конкуренция) предприятие не выживет, работники потеряют рабочие места, следовательно, их экономические интересы будут ущемлены. В современном обществе следует постоянно повышать свою квалификацию, быть грамотным, всесторонне развитым, дисциплинированным специалистом. За этим следят профсоюзы, помогают адаптироваться в коллективе. В тоже время профсоюз следит за трудовой дисциплиной, климатом в коллективе, ведь это влияет на производительность и условия труда. Ни один работник не сможет полноценно выполнять работу, если рядом скандалист и склочник. Общие интересы работодателя и работника – это повышение производительности труда, повышение рейтинга предприятия, улучшение качества и количества выпускаемого продукта (товар, интеллектуальный продукт, грамотный выпускник). В каждый исторический период профсоюзы выполняли свою задачу. 20-30 гг. XX века профсоюзы всерьез боролись и доказали свою жизнеспособность и востребованность в обществе. В годы ВОВ профсоюзы подчинили всю свою деятельность интересам фронта и задаче разгрома врага. Они оказали огромную помощь в перестройке работы всех предприятий и учреждений на военный лад, в массовой подготовке профессиональных кадров, особенно женщин и молодежи.
С 50-х до 80-х гг. профсоюзы были полностью подчинены партии и администрации, но являлись важным звеном в системе государственного и хозяйственного управления. Перестройка внесла много изменений в политике, экономике и социальной сфере. Это привело к изменению положения профсоюзов, перестройке всей их деятельности. Учитель: В России объединения получили название Федерация независимых профсоюзов России, в которую входят отраслевые и территориальные профсоюзы. Итак, что такое профсоюзы сегодня? СЛАЙД 6
Цели профсоюзной организации:
Представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов Профсоюза. Обеспечение контроля за соблюдением законодательства о труде Организация общественного контроля за условиями труда Содействие улучшению материального положения, укреплению здоровья членов Профсоюза. СЛАЙД 7
Основные функции Профсоюза:
1. Организаторская 2. Функция представительства и защиты социально-трудовых прав 3. Функция нормотворчества 4. Функция соуправления 5. Функция общественного контроля 6. Обучающая 7. Функция самоуправления У современных профсоюзов сохраняются следующие основные функции, позволяющие сделать вывод об их жизнестойкости и востребованности:
Организаторская.
Эта функция пронизывает все направления деятельности профсоюзных организаций. Например, организация работы постоянных комиссий профкома, проведение встреч, переговоров,
конференций, организация и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, организация отдыха, организация митингов, забастовок и т.д.;
Функция представительства и защиты социально-трудовых прав.
Защитная деятельность профсоюзов в сфере труда во всём мире охватывает три основных направления: занятость, оплата труда и условия труда. Защита социально-трудовых прав членов Профсоюза – главная функция профсоюзного комитета. Можно выделить следующие характерные жизненные ситуации, в разрешении которых принимает участие профсоюзная организация:  Нарушение трудового законодательства со стороны администрации;  Невыплата заработной платы;  Сокращение рабочих мест  Оформление пенсии по старости и по выслуге лет  Неправильное назначение пособий по болезни  необходимость стационарного или курортного лечения  индивидуальный или коллективный трудовой спор и т.д. Профсоюз участвует в разрешении конфликта вплоть до представления интересов работника в суде. Профсоюз может помочь своему члену финансово (материальная помощь), путем предоставления льгот (льготный кредит, льготная путевка на отдых, в оздоровительный лагерь для ребенка);
Представительская.
Профсоюзам законодательно предоставлено право выступать от имени и по поручению трудовых коллективов, целых отраслей, во взаимодействии с органами государственной и исполнительной власти, объединениями работодателей;
Функция общественного контроля
(которая особенно нелюбима работодателями) Профсоюз осуществляет контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, контролирует вопросы охраны труда, исполнение трудовых прав работников. Например, уполномоченные лица по охране труда имеют право провести
независимую экспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников организации, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, требовать приостановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, осуществлять проверку состояния условий и охраны труда и т.д.
Функция нормотворчества.
Профсоюзные органы (от ЦК Профсоюза до профсоюзного комитета учреждения) участвуют в пределах своих полномочий в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов через формирование предложений и поправок в проекты законов и других нормативных актов.
Функция соуправления.
Это право на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется ТК РФ. Основные формы участия профсоюзных организаций в управлении на уровне учреждения:  учёт мнения профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором. Что такое колдоговор? СЛАЙД 8 Коллективный договор (Колдоговор) – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей.
Когда же учитывается мнение профсоюзного комитета:
При увольнении членов Профсоюза, привлечение к сверхурочным работам, очерёдность предоставления отпусков, привлечение к работе в выходные и праздничные дни и т.д. получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающие интересы работников внесение предложений по совершенствованию работы учреждения и т.д.

Обучающая.
Профсоюз должен содействовать членам Профсоюза в повышении их профессионализма и конкурентноспособности, учить профсоюзных активистов.
Функция самоуправления.
Профсоюзная организация самостоятельно определяет условия и порядок финансового, кадрового, материального обеспечения своей деятельности, формы и методы работы. Очень важно существование профсоюзных организаций в ВУЗах, ведь студенчество считается самой интересной порой в жизни человека, и если сделать этот период насыщенным, участвовать в мероприятиях, менять что-то в месте, где ты учишься, быть в курсе событий, то это запомнится на всю жизнь. Для всего этого существуют профсоюзы студентов.
Заключительное слово учителя.
Дорогие юноши и девушки, через год у вас начнётся самостоятельная жизнь, вы будете учиться в высших учебных заведениях или работать. Профсоюз ждёт вас в свои ряды. Будущее профсоюзов – за молодежью! Молодежь в профсоюзном движении может и должна изменить сегодняшнюю ситуацию в России. Анкета 1) Состоят ли ваши знакомые, родственники в профсоюзе - да - нет - не знаю 2) Будете ли вы вступать в профсоюз - да - нет - не знаю

Последние материалы сайта