Презентация на тему "«Максим Максимыч» - анализ". Презентация на тему "«Максим Максимыч» - анализ" Максим максимыч кто рассказчик

09.03.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Данная часть произведения является связующим звеном между «Бэлой» и «Журналом Печорина». Григорий Печорин после расставания с Максим Максимычем много лет о нем ничего не слышал. Они перестали общаться. Не интересовались жизнью друг друга. Новая встреча произошла во Владикавказе, где развернулись события этой главы. Анализ главы «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени» покажет истинное отношение Печорина к друзьям.



Поведение Печорина непонятно. Встретив старого друга, он нисколько не обрадовался. Казалось, ему просто наплевать на него. Когда штабс-капитан пригласил его в гости и прождал весь день, отложив намеченные дела в сторону, Печорин так и не соизволил заглянуть хоть на минуту.

Печорин казался отчужденным, погрязшим в своих мыслях. Ничего кроме Персии его не волновало. Разговор сводился только к ней, ведь именно туда лежал его путь. Даже от своих записок Печорин с легкостью отказался, а ведь в них были его откровения, которыми он делился на бумаге. В них раскрывались интимные стороны его души.

Между тем объяснение его поступку имеется. Печорин не желал ворошить прошлое, вспоминать трагедию, случившуюся с Бэлой. Он осознавал свою причастность к ее гибели. При виде Максима Максимыча в душе всколыхнулись воспоминания, которые он хотел навсегда стереть из памяти. Старая рана не заживала. Чувство вины грызло изнутри и не покидало. Все-таки не такой он холодный и монументальный, каким казался. Была в этом человеке совесть, и сострадать он умел, но нацепив маску равнодушия, Печорин не готов был ее снять. Так проще прятаться под панцирем отчуждения и напускного безразличия.



Максим Максимыч не понимал поступков Печорина. Был обижен и огорчен. Они через столько прошли вместе, а он так к нему относится, как будто к чужому. Чем он заслужил такое обращение, для него было загадкой. Старик искренне радовался встрече, как малое дитя при виде мамки. Однако вместо теплого приема получил холодное равнодушие и банальные фразы, которыми обмениваются два малознакомых человека.

Почему Печорин выбрал Персию конечной точкой маршрута. Видимо это было неслучайно. Для Максима Максимыча эта новость была неожиданной и вызвала недоумение на его лице. Печорин чувствовал скорую смерть, стремился ей навстречу. Поэтому отказался от своего дневника. Он для себя поставил точку в этой жизни и не хотел тащить с собой в путешествие груз воспоминаний, тяжелым кирпичом, давившим на него.


УРОК 61

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»
Неужели я не тот же?

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

Итак, повествование о главном герое открывает Максим Максимыч. Мы видели, что он многое не понимает в характере Печорина, видит только внешнюю сторону событий, поэтому и для читателей Печорин скрыт, загадочен. Характеристики, которые дает Печорину Максим Максимыч, свидетельствуют не только о наивности и чистоте его души, но и об ограниченности ума и неспособности понять сложную внутреннюю жизнь Печорина.

Но уже в первой повести появляется другой рассказчик, тот, который сообщает читателю о своих кавказских впечатлениях.
II. Беседа по вопросам:

1.Что мы узнали о нем из повести «Бэла»? (Не так много: он едет из Тифлиса, путешествует по Кавказу «с год», его чемодан набит путевыми записками о Грузии, видимо, он писатель, потому что очень заинтересовался «историйками» Максима Максимыча. Однако на вопрос Максима Максимыча о роде его занятий он не дает конкретного ответа. Это создает завесу тайны. Информация о повествователе пропущена, читатель никогда о нем ничего не узнает.)

2. Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»? (Продолжает повествование условный автор, «публикатор» дневника Печорина.)

3. С чем связана смена рассказчиков? (Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из этих отражений, взятое отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя».)

4. Коротко перескажите сюжет повести.

5. Что более всего поражает наблюдающего за Печориным? (Внешность вся соткана из противоречий - чтение описания со слов: «Он был среднего роста» до слов: «...которые особенно нравятся женщинам».)

6. Какова роль портрета Печорина? (Портрет психологический. Он объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погруженности в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина - ключ к пониманию его отчужденности при встрече с Максимом Максимычем.)

7. Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем? Ведь он никуда не торопился и, только узнав, что тот хочет продолжения беседы, спешно собрался в дорогу?

8. Почему Печорин не захотел вспоминать прошлое?
III. На доске и в тетрадях чертится и заполняется таблица, помогающая понять состояние героев, их переживания.


Максим Максимыч

Печорин

Переполнен радостью, взволнован, хотел «кинуться на шею» Печорину.

«...довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул... руку...»

«На минуту остолбенел», потом «жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить».

Печорин первым произносит: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч...»

Не знает, как называть: на «ты» - на «вы»? Пытается остановить Печорина, просит, чтобы не уезжал.

Односложный ответ: «Еду в Персию - и дальше...»

Речь сбивчивая, передает взволнованность.

По-прежнему односложные ответы: «Мне пора», «Скучал», произносимые с улыбкой.

Напоминает о «житье-бытье» в крепости: об охоте, о Бэле.

«...чуть-чуть побледнел и отвернулся...». Отвечает опять односложно и принужденно зевает.

Упрашивает Печорина остаться на два часа поговорить, интересуется его жизнью в Петербурге.

Отказ, хоть и вежливый: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч...» Берет за руку

Старается скрыть свою досаду

Успокаивает, дружески обнимает: «неужели я не тот же?» Говоря, садится в коляску.

Напоминает о бумагах. «Что... с ними делать?»

Полное безразличие: «Что хотите!»

Вывод: Вся манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни. Встреча Печорина с Максимом Максимычем подчеркивает пропасть между ними - между простым человеком и дворянином. Помимо того, что Печорину больно вспоминать о смерти Бэлы, они настолько разные, что говорить не о чем.

Финал этой повести многое объясняет в старом штабс-капитане. Повествователь прямо говорит о заблуждениях Максима Максимыча, его ограниченности, о его непонимании характера Печорина.
I V . Слово учителя.

Говорить о высокомерии Печорина нельзя, ведь он как мог сгладил ситуацию: взял за руку, дружески обнял, произнося слова: «Всякому своя дорога...»

Максим Максимыч не увидел, как Печорин побледнел, когда услышал предложение вспомнить «житье-бытье в крепости», - это означало, что Печорину больно вспоминать о Бэле, ее смерти. Не понял Максим Максимыч и того, что реакция Печорина не объясняется их социальным различием.

Попытаемся объяснить нежелание Печорина вспоминать минувшее с его точки зрения: одинокий, тоскующий, озлобленный несчастьями, он хочет только одного - чтобы его оставили в покое, не терзали воспоминаниями, надеждами. Конечно, он помнит все и страдает от того, что стал виновником смерти человека.

Диалог показывает, что изменилось в Печорине после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут. Одиночество героя становится трагичным.

Не от Максима Максимыча бежит Печорин, - он бежит от своих невеселых мыслей, даже прошлое кажется ему недостойным внимания. Некогда он писал, что его дневник со временем будет для него «драгоценным воспоминанием», а в настоящем он безразличен к участи своих записей. А ведь в них запечатлен мир его чувств и сокровенных мыслей, исканий, отражены горестные радостные минуты прожитого; в них рассказ о невозвратимых днях, когда он был полон надежды найти достойное место в жизни. И все это прошлое перечеркнуто, да и настоящее мало радует, а будущее бесперспективно. Таковы итоги жизни личности одаренной, незаурядной.

Повесть пронизана настроением грусти: уехал в неизвестность Печорин, уехал странствующий офицер, ставший свидетелем невеселой встречи, остался один Максим Максимыч со своей обидой и болью. Это настроение подчеркнуто последними строками рассказчика о Максиме Максимыче.
V . Домашнее задание.

1. Чтение и анализ »Предисловия» к «Журналу Печорина» и повести »Тамань».

2. Индивидуальное задание - сообщение на тему «Какова роль пейзажа в повести,Тамань”?» (по карточке 35).

Карточка 35

Какова роль пейзажа в повести «Тамань»? 1

Романтический пейзаж усиливает ощущение тайны, которая влечет Печорина, дает почувствовать контраст убогости «нечистого» места, вполне прозаических дел контрабандистов и могущественной силы природы.

Печорин любит природу, умеет видеть ее краски, слышать ее звуки, любоваться ей, замечать совершающиеся изменения. Он вслушивается в ропот волн, любуется жизнью моря. Общение с природой всегда радостно для него (это можно увидеть, читая повести «Княжна Мери» и «Фаталист»). Печорин не только видит природу, но рассказывает о ней языком художника. Слово Печорина точно, выразительно: «тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой», «беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны». Два предложения о волнах, но передают разные его состояния: в первом случае однородные наречия передают картину умиротворенного моря, во втором - инверсия и упоминание о цвете волн подчеркивает картину моря бурного. Печорин употребляет сравнения: лодка, «как утка», себя он сравнивает с «камнем, брошенным в гладкий источник».

И все же в пейзаже остаются обычные разговорные интонации, предложения просты по структуре, строги по лексике и синтаксису, хотя пронизаны лиризмом.

Даже образ паруса, который встречается в романе несколько раз, действует как реальная бытовая деталь: «...они подняли маленький парус и быстро понеслись... мелькал белый парус...»

УРОК 62

АНАЛИЗ ПОВЕСТИ «ТАМАНЬ».
Вы видите человека с сильной волею, от-

важного, не бледнеющего никакой опаснос-

ти, напрашивающегося на бури и тревоги...

В.Г. Белинский
I. Слово учителя.

Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь отмел: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие две повести - это дневник Печорина.

Дневник - это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал... для себя», поэтому столь открыт в их описании.

Итак, перед нами первая повесть в дневнике героя - «Тамань», из которой мы узнаем о приключениях Печорина в этом «скверном городишке». В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. Здесь он говорит о себе сам. На все события и героев мы смотрим его глазами.
II. Беседа но вопросам:

1. Какие черты характера Печорина выявляются в повести «Тамань»? В каких сценах они проявляются особенно ярко? [Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать. Эти качества проявляются в сценах:

а) Первая встреча со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.

б) Наблюдение за девушкой и первый разговор с нею заставляет его сделать вывод: «Странное существо!.. никогда подобной женщины не видывал».

в) Сцена «очаровывания» Печорина ундиной выдает в нем «юношескую страсть»: «В глазах у меня потемнело, голова закружилась…» Активное начало заставляет Печорина идти на свидание, назначенное девушкой ночью.

г) Наблюдение за встречей слепого и Янко вызывает в герое грусть, выявляет его способность сострадать горю. (Чтение со слов: «Между тем моя ундина вскочила в лодку...» до слов: «...и как камень едва не пошел ко дну!»)]

2. Почему в начале повести Печорин так желает приблизиться к обитателям «нечистого» места и почему это сближение невозможно? Чем закончилась эта попытка? (Печорин - деятельная натура. Здесь так же, как в «Бэле», проявляется стремление героя приблизиться к первоначальным истокам бытия, миру, полному опасностей, миру контрабандистов.

Но Печорин с его глубоким умом лучше, чем кто-либо другой понимает невозможность обретения в среде «честных контрабандистов» той полноты жизни, красоты и счастья, которых так жаждет его мечущаяся душа. И пусть во всем ему потом откроется своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия, - и для героя, и для автора реальный мир контрабандистов сохранит в себе не получивший развития, но живущий в нем прообраз вольной, исполненной «тревог и битв» человеческой жизни.)

3. Не забываем о том, что перед нами дневник Печорина, который демонстрирует его умение рассказать об увиденном и прочувствованном. Все охватывает его острый взгляд и слух. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек. (Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Какова роль пейзажа в повести,Тамань”?» (по карточке 35).

4. Почему активность героя приносит несчастье людям? С каким чувством герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих...»? (Потому что его активность направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что, вторгаясь в жизнь людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)
III. Слово учителя.

Печорину жаль обманутого мальчика. Он понимает, что спугнул «честных контрабандистов», жизнь их теперь изменится. Наблюдал за плачущим мальчиком, он понимает, что также одинок. Впервые на протяжении всей повести у него возникает ощущение единства чувств, переживаний, судеб.

Однако и слепой мальчик - не идеальный персонаж, а зараженный пороками маленький себялюбец. Ведь именно он обокрал Печорина.

«Романтический «русалочный» мотив трансформируется Лермонтовым, эпизод с ундиной обнаруживает внутреннюю слабость героя, чуждого естественному миру, его неспособность к простой, полной опасностей жизни. Интеллектуальный, цивилизованный герой вдруг теряет свои несомненные преимущества перед простыми людьми, не допускается в их среду. Он лишь может завидовать отваге, ловкости простых людей и горько сожалеть о неотвратимой гибели естественного мира...

В «Бэле» герой играет душами простых людей, в «Тамани» он сам становится игрушкой в их руках» 1 .

Вывод: И тем не менее Печорин в столкновении с контрабандистами показывает себя как человек действия. Это не комнатный романтик-мечтатель и не Гамлет, чья воля парализована сомнениями и рефлексией. Он решителен и смел, но активность его оказывается беспредметной. У него нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, о которых вспоминал бы будущий историк и для которых Печорин чувствует в себе силы. Недаром он говорит: «Честолюбие у меня подавлено обстоятельствами». Поэтому он растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.
I V . Домашняя работа.

1. Чтение повести «Княжна Мери».

2. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Что читает Печорин перед дуэлью с Грушницким?» (по карточке 40).

3. Класс разбивается на 4 группы.

Каждая группа получает карточку с вопросами для обсуждения на следующем уроке. Вопросы распределяются среди членов группы. Ответы на них готовятся дома.

Карточка 36

Печорин и Грушницкий

1. Какую характеристику дает Печорин Грушницкому? Почему он столь непримирим в своем восприятии этого человека? Почему он высказывает предположение о том, что они столкнутся на другой дороге, и одному несдобровать?

2. Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?

3. Было ли убийство Грушницкого неизбежным для Печорина?

4. Что можно сказать о чувствах Печорина после дуэли? Что говорит о его готовности к смерти?

5. Испытывает ли он торжество победы?

Карточка 37

Печорин и Вернер

1. В чем сходство Печорина и Вернера? Какая черта их сближает? В чем их отличие?

2. Почему, «читая в душе друг друга», они не становятся друзьями? Что привело их к отчуждению?

3. Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с обществом?

Карточка 38

Печорин и Мери

1. Почему Печорин затевает игру с Мери?

2. Какие действия Печорина вызывают у Мери ненависть к нему?

3. Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Как изменяется отношение Печорина к Мери на протяжении повести?

4. Почему он отказывается жениться на ней? Почему пытается убедить ее, что она не может любить его?

Карточка 39

Печорин и Вера

1. Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее обычного? Чем она не похожа на Мери?

2. Чем объясняется порыв отчаяния Печорина после отъезда Веры? О каких сторонах личности героя говорит этот порыв?

3. Как Лермонтов помогает читателям понять силу чувств героя в этот кульминационный момент?

Повесть «Максим Максимыч» по своей роли в структуре романа выполняет связующую функцию: она соединяет повесть «Бэла» и «Журнал Печорина» как в сюжетном, так и в идейном плане. Печорин, расставшись с Максимом Максимычем в предыдущей повести, вскоре встречает его во Владикавказе, где и разворачивается короткое действие главы-связки. Там он получает от штабс-капитана тетради с записками Печорина, которые легли в основу «Журнала Печорина».

Меняется стилевая атмосфера повествования: если в «Бэле» события описываются на традиционно романтическом фоне при сохранении реалистической трезвости в описании характеров и событий, то повесть «Максим Максимыч» реалистична и по стилю, и по предмету изображения. В ней показана встреча странствующего литератора, слушателя истории о Печорине и Бэле. Максима Максимыча и самого Печорина. Эта встреча знаменательна и тем, что в ней по воле автора сошлись вместе все три повествователя в романе, то есть как бы пересеклись три взгляда на мир, три ракурса.

Идейная сторона романа подчёркнута странностью в поведении Печорина. Во-первых, читателя неприятно удивляет, что Печорин не спешит увидеть Максима Максимыча. Вторая странность проявляется в безразличии, отчуждённости Печорина от происходящего, а также в настойчивом упоминании о Персии, куда направляется герой. И наконец, третья странность заключается в той лёгкости, с которой Печорин отказывается от своих записок, столь откровенно раскрывающих интимные стороны его души.

Между тем все странности имеют объяснение. Прежде всего Печорин бессознательно уклоняется от встречи с Максимом Максимычем, потому что не хочет напоминаний о трагической истории своей любви, к тому же он явно испытывает острое чувство вины. Вспомним текст:

Едва Максим Максимыч освоился, он сразу задал Печорину болезненный для того вопрос:

- А помните наше житьё-бытьё в крепости?.. Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.

— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув...

Выбор Персии для путешествия тоже не случаен. Название страны звучит трижды, автор подчёркивает недоумение Максима Максимыча по этому поводу. Дело в том, что для культурного русского читателя того времени любое упоминание Персии несло трагический оттенок, вызывая в памяти гибель Грибоедова. Таким образом, Лермонтов включает Печорина в драматический ряд русских дворян-интеллигентов, объединённых общей судьбой. Слова Печорина: «Еду в Персию — и дальше...» — можно понять так, что герой едет навстречу неизбежной смерти. А лёгкость, с которой Печорин оставляет свои записки, свидетельствует о том, что герой отчуждён от жизни, от людей и самого себя, поэтому они для него словно дневник другого человека, чьи откровения не имеют к нему никакого отношения.

Слайд 2

Повторение и обобщение

Повесть «Бэла» открывает роман «Герой нашего времени» О Печорине мы узнаём со слов Максима Максимыча. М.М. многое не понимает в характере Печорина, видит только внешнюю сторону событий. Характеристики, которые даёт Печорину М.М., свидетельствуют не только о его наивности и чистоте, но и об ограниченности.

Слайд 3

Что мы узнали о главном герое из повести «Бэла»?

  • Слайд 4

    Смена рассказчика

    Кто является рассказчиком в повести «Максим Максимыч»? Что мы узнали о нём из повести «Бэла»? С чем связана смена рассказчиков?

    Слайд 5

    Едет из Тифлиса. Путешествует по Кавказу. Его чемодан набит путевыми записками о Грузии, видимо, он писатель.

    Слайд 6

    Мнение литературоведа Ю.М. Лотмана

    «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из этих отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя».

    Слайд 7

    Повесть «Максим Максимыч»

    Коротко перескажите сюжет повести. Портрет Печорина. Какова роль портрета? Почему Печорин не остался с М.М.? Ведь он никуда не торопился и, только узнав, что тот хочет продолжения беседы, спешно собрался в дорогу? Почему Печорин не захотел вспоминать прошлое?

    Слайд 8

    Портрет психологический. Объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. В погружённости в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина – ключ к пониманию его отчуждённости при встрече с М.М.

    Слайд 9

    Как ведёт себя при встрече с Печориным Максим Максимыч?

  • Слайд 10

    Переполнен радостью, взволнован, хотел «кинуться на шею» Печорину. «жадно схватил его руку обеими руками: он ещё не мог говорить». Не знает, как называть: на «ты» - на «вы». Пытается остановить Печорина, просит, чтобы тот не уезжал. Речь сбивчивая, передаёт взволнованность. Напоминает о Бэле, интересуется о жизни Печорина в Петербурге. Старается скрыть досаду. Напоминает о бумагах.

    Слайд 11

    Как ведёт себя при встрече Печорин?

  • Слайд 12

    «довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул…руку…» Односложные ответы. «… чуть-чуть побледнел и отвернулся…» , принуждённо зевает Отказ, хоть и вежливый. Берёт М.М. за руку. Успокаивает, дружески обнимает М.М. Полное безразличие к дневникам.

    Слайд 13

    Выводы

    Вся манера поведения Печорина рисует человека подавленного, ничего не ждущего от жизни. Встреча Печорина с М.М. подчёркивает пропасть между ними – между простым человеком и дворянином.

    Слайд 14

    Домашнее задание

    Чтение и анализ «Предисловия» к «Журналу Печорина» о повести «Тамань». Какова роль пейзажа в повести? Как постепенно разрушается романтическая обстановка?(Письменно) Как раскрывается характер Печорина в повести?

    Посмотреть все слайды




    1.Какие черты личности Печорина раскрываются в его портрете? 2.Что лежит в основе характера Печорина "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"? 2.Что лежит в основе характера Печорина "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?


    Значимость «деталей» в портрете Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.


    Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном? Хотел ли он его обидеть или он равнодушен к нему? Что требовалось от Печорина, чтобы доставить радость Максиму Максимычу? Как вы понимаете фразу: «Что делать?… Всякому своя дорога»? Эпизод «Встреча Печорина с Максимом Максимычем"


    1. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? 2. Какова авторская оценка их поведения? 3. Почему эту главу писатель назвал «Максим Максимыч»? 4. Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 12-й глав подчеркивают его положительные качества?



    Почему повесть "Максим Максимыч" следует после повести "Бэла", а не завершает роман? Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков.

  • Последние материалы сайта