Новые реалии аттестации рабочих мест. Аттестация рабочих мест различных компаний и ооо Провести аттестацию рабочих мест по условиям труда

04.04.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Аттестация рабочих мест

В соответствии со ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации " Обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда ".

Аттестация рабочих мест (АРМ) по условиям труда - труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) (пункт 2 приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007 г.).

Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (статья 209 ТК РФ) называется условиями труда.

Факторы производственной среды: физические, химические, биологические.

Факторы трудового процесса: тяжесть и напряженность труда, травмобезопасность.

Вредный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Опасный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.

Основные факторы трудового процесса

К основным факторам трудового процесса, т.е. факторов постоянно присутствующих на любом рабочем месте можно отнести тяжесть и (или) напряженность труда, а также травмобезопасность. Из производственных факторов или факторов окружающей среды на рабочих местах будут присутствовать: освещенность рабочего места (рабочей поверхности) обычно в помещении и параметры микроклимата как в помещении так и на открытой территории.

Основные документы на основе которых проводится аттестация рабочих мест

1 Постановление РФ от 20.11.2008 № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодно дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда".

2 Приказ Минздравсоцразвития от 31.08.2007 года № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

3 Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки.

4 P 2.2.2006-05Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.

5 Методические указания. Оценка травмобезопасности рабочих мест для целей их аттестации по условиям труда.

Остальные документы используемые для проведения измерений и оценки производственных факторов, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ и спецодеждой: ПОТ, ГОСТ, СанПиН, СП, РД, СН, ТИ, ТОН и др.

Какие последствия несет проведенная или не проведенная АРМ?

Проведенная АРМ. Если в результате проведенной АРМ по УТ были выявлены рабочие места с вредными и опасными условиями, то работодатель должен провести мероприятия по улучшению условий труда на этих РМ. Для чего разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Для работодателя проведенная аттестация рабочих мест несет несколько положительных моментов:

    Возможность снижения затрат на выплаты и на выдачу молока.

    Гарантии в случае предъявления требований со стороны работников.

Не проведение аттестации рабочих мест грозит штрафами, установленными кодексом об административных правонарушений. Должностное лицо штрафуется на сумму от 1 до 5 тысяч рублей, юридическое - от 30 до 50 тыс. Здесь нужно отметить, что важна не столько сумма штрафа, сколько часть 2 статьи 5.27 того же самого кодекса, где написано, что если вы в первый раз нарушили трудовое законодательство, то вас оштрафуют, но если в течение года вас повторно поймали на том же самом, то материалы инспектор обязан отправить в суд. И уже в суде будет ставиться вопрос о дисквалификации руководителя сроком от одного до трех лет.

Аттестующие организации.

Организация привлекаемая с целью проведения аттестации рабочих мест по условиям труда должна иметь следующий пакет документов:

1) действующий аттестат аккредитации измерительной, испытательной или аналитической лаборатории в области аккредитации которой прописаны виды измерений и оценок на которые аккредитована лаборатория (выдается аккредитующим органом на срок не более 5 лет). Систем в которых аккредитована лаборатория может быть несколько (ГОСТ Р; ССОТ; ГСЭН; СААЛ);

2) непросроченные удостоверения, аттестаты, свидетельства о прохождении обучения и подтверждающие знания персонала лаборатории на проведение измерений факторов рабочей среды и трудового процесса в специализированных учреждениях.

Не менее важным при выборе организации для проведения аттестации рабочих мест является опыт работы по проведению аттестации рабочих мест в той сфере (отрасли) к которой принадлежит аттестуемая организация.

Дополнительно хочется отметить, что при проведении АРМ по УТ привлекаемой для этой цели специализированной организацией, количество специалистов проводящих измерение и оценку вредных и опасных производственных факторов, а также травмобезопасности и обеспеченности СИЗ не может осуществляться одним человеком. Как правило в группу входит не менее трех человек.

2. Договор с аттестующей организацией.

Нестационарные или непостоянные рабочие места

Аттестация нестационарных рабочих мест, то есть мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию (слесари-сантехники, слесари-электрики, строительные рабочие и др.), проводится путем предварительного определения типичных технологических операций с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов) пункт 14 приказа № 569.

Непостоянное рабочее место - Место, на котором работающий находится меньшую часть (менее 50% или менее 2 ч непрерывно) своего рабочего времени.

Какие именно факторы подлежат оценке на рабочем месте и как их определить?

В соответствии с пунктом 15 Приказа № 569 при аттестации рабочих мест по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические факторы), тяжесть и (или) напряженность.

Составляет полный перечень рабочих мест организации согласно приложению N 1 к Порядку с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых условий труда, исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, жалоб работников на условия труда (пункт 11, подпункт 3 Приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007)

Контролю подлежат все характерные для рабочего места вредные и опасные факторы, регламентируемые санитарными нормами и правилами, гигиеническими нормативами, а также тяжесть и напряженность труда. Для составления перечня факторов, подлежащих измерению и оценке, используют техническую, организационно-распорядительную документацию, сертификаты соответствия на сырье, материалы, оборудование и т.п. (Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", Приложение 6, пункт 6.4).

Применение результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:

1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;

3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;

6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;

10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;

11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;

12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;

14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;

16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;

18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (пунк 46 Приказа Минздравсоцразвития № 569 от 31.08.2007) работодатель направляет: перечень рабочих мест (приложение N 1), ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 6) и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда (приложение N 7), включая информацию согласно приложению N 10 к настоящему Порядку, в Государственную инспекцию труда в городе Москве по адресу: 115582, г.Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3, центральный бокс, 7 этаж, каб. № 9

Аттестация рабочих мест согласно новому закону заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ) – это проверка трудовых условий, организация мер по их безопасности, определение наличия опасности здоровью. Регулируют правила СОУТ Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 года и Трудовой Кодекс РФ. В данной статье мы рассмотрим как проводится аттестация рабочих мест по условию труда, какие цели оценки, какой порядок и список необходимых документов.

Цель проведения аттестации или специальной оценки условий труда

Проверка проводится для того, чтобы привести трудовые условия к установленным нормам. Для этого необходимо:

  • Проконтролировать состояние рабочих мест;
  • Изменить размер страховых взносов на случай травматизма;
  • Составить список лиц, которым необходимо пройти медицинскую проверку;
  • Обеспечить персонал средствами защиты;
  • Изменить график работы для работающих во вредных условиях (сократить рабочий день, установить дополнительный отпуск и т.д.);
  • Изменить технологию процесса или приостановить работу цеха;
  • Привести наименования должностей в соответствие Общероссийскому классификатору профессий;
  • Применить санкции за нарушения по охране труда.

Кем проводится оценка условий труда

Организовывать аттестацию обязан каждый работодатель любой формы собственности (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо). Осуществляется аттестационной комиссией и аккредитованной организацией, привлеченной предприятием на платной основе. Состав комиссииутверждает работодатель, в него входят:

Для больших организаций Для небольших предприятий и малого бизнеса
Представители руководителя (начальники структурных отделов, юристы, работники кадров, бухгалтера по заработной плате,медработники и т.д.), один из них назначается возглавляющий комиссию. Работодатель либо его представитель.
Специалист по охране труда. Специалист, привлекаемый работодателям для выполнений функций охраны труда.
Член профсоюза. Член профсоюза.
Представитель аккредитованной организации.

Задачи комиссии:

  • Руководить и контролировать все этапы проверки;
  • Сбор необходимых документов и их изучение;
  • Составление списка рабочих мест, которые будут проверяться;
  • Проверка соответствия наименования профессий и должностей Единому справочнику;
  • Нумеровка рабочих мест;
  • При необходимости предложить внести изменения в обязанности работодателя в трудовом договоре (обеспечение средствами защиты, изменение графика работы, обеспечение надбавками к зарплате за вредность и т.д.);
  • Разработка плана по приведению мест в соответствие с нормами.

Аккредитованная организация – это независимое лицо. Работодатель может привлечь несколько организаций.

  • Задачи аттестующей аккредитованной организации:
  • Определить методы замеров и состав специалистов, которые будут их производить;
  • Изучить документы, обеспечивающие трудовые условия;
  • Запрос объяснений по возникающим вопросам.

Согласно договору, аттестующая аккредитованная организация должна:

  • Сделать необходимые замеры;
  • Оценить соответствия мест нормам;
  • Составить отчет о проверке.

Аккредитованная организация вправе отказаться от проведения проверки при не предоставлении необходимых документов или при отсутствии условий для замеров.

Согласно ФЗ №426, ред. от 01.01.2014 г предъявляются следующие требования к аккредитованным организациям, выполняющим СОУТ:

  • Лицензия на проведение СОУТ.
  • В составе должно быть не менее пяти экспертов с сертификатами и не менее одного эксперта –специалиста с высшим образованием по любой из специальностей: врач по общей гигиене, специалист по лабораторным исследованиям, врач по гигиене труда.
  • Наличие аккредитованной исследовательской лаборатории.

Если организация не будет соответствовать требованиям, то ее решение будет не действительным.

Сроки проведения проверки

График проведения проверок утверждается работодателем, между проверками период должен быть не менее пяти лет. Следующая аттестация все равно проводится, даже если результаты предыдущей показали полное соответствие нормам. Новые места аттестуются не позднее, чем через 60 дней после начала их функционирования.

Есть ситуации, когда проводят проверку вне плана:

  • При смене оборудования;
  • При изменении сырья и материалов;
  • При производственных травмах или несчастных случаях;
  • При внесении изменений в технологию;
  • При проведении мер по улучшению трудовых условий и приведению их к соответствующим нормам;
  • При смене средств защиты;
  • По предложению члена профсоюза;
  • По итогам госэкспертизы;
  • При появлении новых рабочих мест.

Процесс проведения аттестации

Существует три этапа аттестации, это оценка: норм гигиены, травмоопасности, обеспеченности защитой. По результатам аттестации заключается комплексная оценка. При проверки рабочих мест в производстве проверяется воздействие следующих факторов: биологических, химических и физических. При оценке условий трудовой деятельности проверяется напряженность труда и его тяжесть.

1 этап. Оценка гигиены

Проводится в соответствие с руководствами: Р 2.2.013-94 иР 2.2.2006-05.Оцениваются санитарные условия для труда, соблюдаются ли правила гигиены, нет ли нарушений со стороны работодателя, созданы ли все условия для безопасности работника. Проводятся лабораторные экспертизы, взятие проб.

По результатам оценки трудовые условия делятся на 4 класса вредности: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.

2 этап. Оценка травматизма

В ходе оценки проверяется рабочее оборудование, а именно: эксплуатационные документы; есть ли защита при работе на этом оборудовании; наличие ограждений, сигнальных маркировок, блокировок и т.д.; исправность сигналов о поломке, аварийного запуска, прекращение энергоснабжения и т.д.; защита оборудования и электропроводки от внешних воздействий. Оцениваются инструменты и приспособления, необходимые для работы, соответствуют ли они нормам.

Комиссия руководствуется следующим требованиям по защите от: механических воздействий, воздействия электроэнергии, токсикации химическими веществами, воздействия температур и т.д. После проведения оценки трудовые условия делятся на три класса: оптимальный, допустимый, опасный.

3 этап. Оценка средств защиты персонала

Работники компании в обязательном порядке обеспечиваются необходимыми средствами защиты. Они должны соответствовать следующим требованиям: иметь сертификаты, соответствовать нормативам, соответствовать фактическим трудовым условиям.При обнаружении хотя бы одного несоблюдения порядка, рабочее место считается не обеспеченным средствами защиты.

Итоговая оценка условий труда

По завершению аттестации осуществляется комплексная оценка трудовых условий, основанная на результатах всех трех этапов. После чего выносится итоговое решение – соответствует ли рабочее место государственным нормативным требованиям или не соответствует.

Штрафы за нарушение правил специальной оценки условий труда

Ответственность за проведение и достоверность данных лежит на работодателе. В случае нарушения налагается административный штраф в размере от 50 до 80 тысяч рублей. Размеры административных штрафов, начали действовать с 01 января 2015 года представлены в таблице ниже.

Вид нарушения Размер административного штрафа (руб.)

Нарушение трудового законодательства

До 50 000
Нарушение порядка проведения проверки До 80 000
За допуск лиц, не прошедших подготовку по охране труда До 130 000
За несоблюдение нормативов по охране труда До 150 000
За повторное несоблюдение нормативов по охране труда

Простой пример #1 определения наказания за нарушение правил проведения аттестации

На предприятии введены новые рабочие места 01 мая в 2016 году. Работодатель начал проводить аттестацию новых рабочих мест 01 августа в 2016 году. Есть ли нарушения? Каким будет наказание?

Нарушение есть, поскольку проверку нужно проводить в течение 60 дней со дня ввода новых рабочих мест. На организацию налагается административный штраф в размере 80 000 рублей.

Рабочие места подлежащие аттестации

Аттестации подлежат все рабочие места в организации . Исключение составляют аналогичные (похожие) рабочие места. Если на предприятии есть такие места, то оценивается только часть из них, а именно только 20%, но не менее двух.

Аналогичные места должны соответствовать следующим признакам:

  • У должностей и профессий одинаковые наименования;
  • Единая технология работы, процесса;
  • Единый перечень обязанностей;
  • Работа на одинаковом оборудовании, при использовании одинакового сырья, материала, приспособлений, инструментов, инвентаря и т.д.;
  • Похожие рабочие помещение (или это одно помещение на всех, или это работа на отрытом воздухе);
  • Созданы похожие условия труда (температура воздуха, кондиционирование, отопление, вентиляция, освещение и т.д.);
  • Одинаковый график работы;
  • Расположение оборудования одинаково;
  • Вредность производства одного класса и одного типа;
  • Одинаковые средства защиты.

На аналогичные места заводится одна карта аттестации. Результат оценки (устранение недочетов, улучшающие меры, надбавки за вредность и т.д.) распространяется на все аналогичные места.

Пример #2. Отнесение рабочих мест к аналогичным

На швейной фабрике работают 8 швей-мотористок. У них одни и те же трудовые условия, одинаковые швейные машины, технология работы, одинаковое название должностей, одинграфик работы и используемое сырье (материалы). Являются ли рабочие места аналогичными и сколько рабочих мест должны пройти аттестацию?

8 рабочих мест являются аналогичными. Пройти аттестацию должно 20% мест, но не менее двух.

8*20%=1,6, значит необходимо проверить 2 аналогичных рабочих мета. Если в результате проверки этих мест будет принято решение по улучшению условий труда, то это решение будет распространено на все 8 мест.

Документы, необходимые для оценки трудовых условий

В таблице ниже представлены необходимые документы для, которые потребуются перед прохождением аттестации, в непосредственно процессе оценки и после проверки.

Перед началом В процессе оценки После проведения

Приказ руководителя о создании комиссии и ее список.

Утвержденный руководителем график проверок.

Список мест, подлежащих проверке.

Карты аттестации каждого рабочего места.

Сводная ведомость результатов проверки.

Таблица классов вредности и надбавок за вредность.

Заключения по итогам госэкспертизы (при наличии).

Предписания о нарушениях (при наличии).

Сведения об аккредитованной организации.

Протокол заседания комиссии.

План действий по улучшению трудовых условий.

Приказ о завершении аттестации.

Утвержденный отчет об аттестации

Приказ о завершение аттестации подписывается руководителем в течение 10 дней. Руководитель знакомит работника с результатами проверки под роспись. После этого в течение 10 календарных дней работодатель должен предоставить в государственную инспекцию труда в бумажном и электронном виде: сводную ведомость результатов проверки и сведения об аккредитованной организации. Данные по итогам СОУТ размещаются на официальном сайте компании в течение 30 дней.

Часто встречающиеся вопросы

Вопрос №1. Проводится ли аттестация рабочих мест для офисных работников?

Да проводится, поскольку аттестация, согласно ФЗ №426, должна проводиться для всех рабочих мест. Скорее всего, рабочие места офисных работников будут признаны аналогичными, тогда проверить нужно будет только 20% мест, но не менее двух.

Вопрос №2. На ком лежит ответственность за соблюдение правил аттестации?

Ответственность несет работодатель. В случае нарушения налагается административный штраф от 50 до 200 тыс. рублей.

Вопрос №3. Кто проводит аттестацию?

Аттестацию проводит аттестационная комиссия, назначенная руководителем и независимая аккредитованная организация.

Вопрос №4. Когда нужно проводить аттестацию?

Раз в пять лет, а для новых мест в течение 60 дней. В определенных случаях проводится внеплановая аттестация.

Вопрос №5. Может ли аккредитованная комиссия отказаться от проведения проверки?

Да может, если работодатель не предоставил все необходимые документы и условия для проведения замеров.

Сроки проведения аттестации рабочих мест – информация, закрепленная в законодательных актах, которые устанавливают порядок проведения подобной проверки. Они должны быть четко соблюдены и любой, кто будет признан виновным в их нарушении, будет наказан. Вне зависимости от того, работодатель это или один из экспертов, которые проводили оценку. И для того, чтобы не подвергаться наказанию за подобный проступок, нужно знать порядок и сроки проведения аттестации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда и ее сроки – законодательное регулирование

Стоит начать с того, что эта процедура является комплексной, и на нее оказывает влияние множество факторов. И, что самое важное, она обязательна для любого работодателя, имеющего производство или ведущего иную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Подобная проверка проводится самим начальником предприятия.

Он обязан собрать необходимую комиссию из экспертов, привлечь к проверке сторонние организации, прошедшие соответствующую аккредитацию и, в конце аттестации, получить нужные сертификаты. Сроки аттестации рабочих мест установлены в законодательстве – она должна проходить не реже одного раза в 5 лет.

Тот факт, что подобная проверка является обязательной для всех работодателей Российской Федерации, закреплен в соответствующем законодательном акте – ст. 209 ТК РФ. Там же указаны сроки проведения аттестации, а также её основные цели и задачи. В Трудовом Кодексе говорится, что проверка рабочих мест по условиям охраны труда нужна для того, чтобы установить, насколько рабочее место соответствует законодательным нормам, есть ли там факторы, которые могут навредить здоровью сотрудника или представлять для него опасность.

И если такие факторы будут найдены, то в результатах должны быть указаны решения, которые помогут привести рабочее место к соответствию с законодательными нормами. Все действия, которые направлены на улучшение условий труда на производстве, не обязаны укладываться в срок аттестации рабочих мест по условиям труда.

Если по результатам аттестации выявлены факторы, которые угрожают жизни и здоровью сотрудника, то комиссия должна составить проект по приведению рабочего места к надлежащему виду. А порядок проведения всех составленных мероприятий перенаправляется в федеральные органы, которые занимаются контролем условий труда на предприятиях.

Также в законодательстве установлено, что работодатель обязан предоставить всё необходимое для того, чтобы проверка рабочих мест и проведение последующей сертификации прошли нормально. Если начальник предприятия случайно или умышленно нарушил процедуру, сроки или каким-нибудь другим образом препятствовал проведению аттестации, то он может быть привлечен к ответственности.

Кроме самого ТК РФ, есть и другие документы, которые влияют, напрямую или косвенно, на то, какие есть сроки прохождения аттестации

  • ГОСТ 12.4.011-89, где утверждены стандарты и критерии, распространяющиеся на индивидуальные и коллективные защитные средства.
  • ГОСТ 12.1.005-88, где утверждены стандарты, распространяющиеся на качество и состав воздуха на рабочем месте трудящегося.
  • СанПиН 2.2.4.548-96, где установлены и узаконены стандарты, распространяющиеся на гигиену и микроклимат производственных помещений.
  • СанПиН 2.6.1.1202-03, где рассказывается о специфических требованиях, выдвигаемых к источникам ионизирующего излучения.
  • СанПиН 2.2.4.1329-03, где выдвигаются требования, касающиеся защиты персонала от импульсных и электромагнитных полей, излучаемых любым электрическим оборудованием на предприятии.
  • СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96, где говорится о стандартных и критериях, которые выдвигаются к излучениям, имеющим радиочастотный диапазон.
  • СанПиН 2.2.4.1294 03, где говорится о санитарных и гигиенических требованиях, касающихся ионизации воздуха внутри рабочих и производственных помещений.
  • Руководство Р 2.2.2006-5 устанавливает нормы и методы, при помощи которых специалисты, состоящие в экспертной комиссии, могут оценить, насколько четко условия работы на производстве соответствуют нормам гигиены.
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290, где утверждены и узаконены правила, по которым работодатель обязан предоставлять сотрудникам одежду для работы на предприятии, особенно если это касается вредных мест работы.
  • Руководство Р 2.2.013-94, где приведены правила и методы, которыми должны пользоваться эксперты, состоящие в комиссии, чтобы верно оценить гигиенические факторы, могущие угрожать жизни и здоровью сотрудников.

Вся информация, которая будет собрана экспертной комиссией во время проведения проверки рабочих мест, обрабатывается и анализируется не только специалистами, но и федеральной службой по труду и занятости РФ. Такие факторы, как сроки аттестации работников, методы и критерии, по которым оцениваются условия труда, описаны в Приказе федеральной службы по труду и занятости от 25.08.2008 №166.

Если работодатель решает привлечь к оцениванию рабочего места по условиям труда стороннюю организацию, то он имеет право получить у этой организации самый широкий спектр информации. Она может включать стаж работников, которые имеют право проводить аттестацию, уровень их образования, наличие аккредитации лаборатории, работающей при организации и другие факты, могущие повлиять на выбор работодателя. Также стоит отметить, что в соответствующем Приказе, регулирующем деятельность подобных организаций, закреплена невозможность ограничения конкуренции между ними.

Порядок проведения аттестации и точные её сроки

Результаты прохождения аттестации рабочих мест крайне важны для работодателя. По их результатам станет понятно, какие мероприятия нужно провести для улучшения трудовой деятельности. И стоит ли ждать каких-нибудь законодательных последствий. И чтобы оценка условий работы прошла нормально, а её результаты были признаны легитимными, начальник предприятия и аттестационные специалисты должны соблюдать определенный порядок проведения. Один из этапов экспертизы – перечень обязательных документов, необходимых для проведения оценки:

  • Работодатель должен издать приказ по предприятию, в котором будет говориться о начале аттестации, составе экспертной комиссии и утверждении её состава;
  • График, по которому будут проводиться аттестационные работы;
  • Договор, заключенный между руководителем предприятия и организацией, которая будет проводить аттестацию. Стоит отметить, что аттестационная организация должны быть независимой и никак не связанной лично с руководителем;

После того, как аттестационная комиссия утверждена, начинается сам процесс проверки. Эксперты обязаны проверить все рабочие места, которые есть на предприятии, оценить все негативные факторы и проанализировать всю информацию, которую удалось собрать. После этого они должны сформировать отчет о прошедшей проверке, утвержденный большинством голосов. В этом документе должны быть следующие пункты:

После того, как аттестация завершилась, руководитель организации обязан издать указ, где будет закреплен факт проведения проверки. Также в этом документы должны быть утверждены полученные комиссией результаты.

Вся процедура аттестации на условия труда для впервые созданных рабочих мест должна быть проведена не более, чем за 60 дней. Этот срок установлен в законодательстве и начинается с того момента, как руководитель организации издал и утвердил соответствующий приказ о создании новых рабочих мест.

Также в законодательстве установлено, что проверка всех рабочих мест на условия труда должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет. Руководитель сам назначает частотность проведения подобной аттестации и, если нет документов, регулирующих его сферу деятельности, то он имеет право указать любой срок. В пределах указанных выше рамок.

После того, как аттестация закончилась, руководитель обязан собрать все результаты и отправить их в структурное подразделение государственной инспекции труда. Кроме этого, в пакете документов должны находиться сведения об независимых организациях, которые принимали участие в общей оценке.

Наказания за нарушение правил и сроков аттестации

В большинстве случаев ответственность за то, как и в какие сроки будет проведена аттестация, несет работодатель, инициировавший проверку. Если он нарушает правила проведения этого мероприятия, то на руководителя будет наложен штраф в размере 20-30 его минимальных заработных плат. Если дело касается целой организации, то она будет оштрафована в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат. Об этом говорится в Федеральном законе от 30.03.99 No52-ФЗ.

Также этого вопроса касается ст. 5.27 КоАП РФ, где говорится, что лицо, нарушающее правила проведения аттестации, нарушает и законы о труде. А это влечет за собой наказание в виде штрафа, размером от тысячи до пятидесяти тысяч рублей (в зависимости от действующих факторов). Также человека, ответственного за такое нарушение, могут отстранить от его деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность тех независимых организаций, которые помогают в проведении аттестации, законодательно до конца не установлена. Отношения между подобными организациями и работодателем, который привлек их к подобной работе, регулируются и проходят в рамках гражданско-правового договора. И если государственные органы контроля обнаружат нарушения в процедуре, которые не были обнаружены при работе аттестационных организаций, вся ответственность, а как следствие и наказание, ляжет на работодателя, заключившего договор.

Стоит помнить, что наказание для людей, которые уже замечались в нарушении порядка проведения аттестаций, отличается от того, что указано выше. Если такой человек совершает это правонарушение ещё раз, то его отстранят от деятельности на достаточно внушительный срок – от одного и до трех лет.

Тяжесть наказаний и величина штрафов четко говорит о том, что государство прямо заинтересованно в том, чтобы аттестация рабочих мест проходило вовремя и по всем правилам. Только так правительство Российской Федерации может гарантировать работникам, занятым на предприятии, безопасность их трудовой деятельности. А учитывая, что цель современной охраны труда – обеспечить сохранность жизни и здоровья работника, в этом нет ничего удивительного. Тем более, что в связи с этим фактом работодателю всегда стоит ожидать того, что критерии, стандарты, а также наказания за их нарушение, будут становиться только жестче.

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).

С 1 января 2014 г. согласно Федеральному закону РФ № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда . Из-за недостатка опыта и отсутствия необходимого оборудования многие предприятия не имеют возможности проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда самостоятельно, поэтому они и обращаются в специально созданные службы, в число которых и входит компания «СОТАРМ».

Обратившись в компанию «СОТАРМ» для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, вы можете рассчитывать на следующие преимущества:

  • Точное соответствие результатов проверки государственным нормам и стандартам;
  • Выявление всех вредных факторов, влияющих на здоровье и безопасность персонала, работающих на своих рабочих местах;
  • Составление наиболее оптимального и эффективного плана по улучшению условий труда;
  • Бесплатная консультация по вопросам возможных мероприятий, направленных на снижение производственных рисков.

Важность проведения аттестационных работ

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организации направлено на обеспечение соответствия условий труда рабочего персонала государственным требованиям. Своевременное определение небезопасных и вредных факторов позволяет снизить риски получения травм сотрудников, а в случае выявления вредности производства компенсировать работнику нанесенный вред здоровью предоставлением дополнительных отпусков, отправление в санатории, денежными премиями и пр. способами. Работодатель, проведший аттестацию рабочих мест, снижает риски в уголовном и административном наказании в случае возникновения несчастных случаев на производстве, которые стали причиной получения травм или смерти сотрудника.

С ужесточением законов и увеличением штрафов за нарушение условий работы сотрудников, аттестация условий труда становится все более актуальной. Воспользовавшись услугами «СОТАРМ», вы не только сможете оценить соответствие условий работы ваших сотрудников требующимся стандартам и нормам, но и быстро разработать комплекс мероприятий по улучшению этих условий. Также аттестация рабочих мест позволит избежать возможных штрафов и санкций со стороны государственных органов надзора.

Стоимость аттестации рабочих мест

Цена аттестации рабочих мест по условиям труда зависит от следующих факторов:

· Общее количество рабочих мест на предприятии, а также количество мест, которые совершенно одинаковы по выполняемым функциям;

· Особенности и специфика работы предприятия;

· Количество используемого оборудования на предприятии и их характеристики;

· Количество измеряемых параметров в процессе аттестации;

· Необходимость в создании плана по модернизации рабочих мест с целью обеспечения их соответствия государственным нормам.

Стоимость аттестации рабочих мест в компании «СОТАРМ» одна из самых доступных , это связано с использованием высокоэффективного оборудования и большого опыта сотрудников, что позволяет выполнять весь комплекс аттестационных работ в кратчайшие сроки. Все специалисты нашей компании имеют соответствующее образование и опыт работы больше 3-ех лет на занимаемых должностях, а также регулярно проходят курсы повышения квалификации и проверку знаний.

Наша компания проводит аттестацию рабочих мест в Москве и по всей России организаций самых различных сфер деятельности – бытовая, производственная, образовательная и пр. В процессе аттестации учитываются все особенности деятельности организации, а также специфика работы персонала, что позволяет нам с наибольшей точностью определить соответствие условий труда требуемым нормам. Нашей основной задачей является поиск решений и их реализация, направленных на снижение цены АРМ, а также составление плана мероприятий по улучшению условий труда с минимальными временными и материальными затратами.

Периодичность аттестации рабочих мест

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ), должно производиться не реже одного раза в пятилетний период. На протяжении пятилетнего периода, работодатель сам вправе выбрать в какое время ему удобней провести следующую проверку. Точкой отсчёта нового периода будет дата окончания предыдущей проверки, которая прописана в приказе "О завершении аттестации рабочих мест по условиям труда". Датой следующей проверки будет считаться дата издания приказа «О формировании новой комиссии и утверждения графика аттестации».

Так же бывает и внеплановая аттестация рабочих мест, которая производится в случаях, если на предприятии появились новые рабочие места, новое оборудование или изменились средства коллективной защиты. Тогда, в срок не менее 60 рабочих дней работодатель должен приступить к аттестации новых рабочих мест. Внеплановая АРМ может производиться как в обязательном порядке, так и по инициативе работодателя.

Задачей любого предприятия является обеспечение безопасных условий труда своих сотрудников, именно для соблюдения организацией этих условий и служит свод документов по охране труда. Компания «СОТАРМ» предоставляет услуги аттестации по охране труда, что позволяет руководству избежать последствий несоблюдения норм безопасности на предприятии. Процедуру аттестации по охране труда должны проходить в обязательном порядке все работники, а также руководствующий состав. Предусматривается дополнительные аттестационные мероприятия при принятии сотрудников на работу, перемене вида деятельности или отправления в командировку.

Прежде чем проходить аттестацию все сотрудники компании должны изучить свод нормативных документов по охране труда, в который входят требования к состоянию рабочих мест, спецодежды, гигиенические нормы, условия предоставления отпусков, правила прохождения медосмотра и прочие нормативные формы. Знания в этих областях помогут работнику безопасно выполнять свои должностные обязанности, избежать происшествий несчастных случаев, снизить вред здоровью в случае работы в условиях повышенной вредности, знать и использовать свои права на предоставление льгот, отгулов и отпусков, а также успешно пройти аттестацию. Наша компания не только осуществляет аттестацию сотрудников и руководствующего персонала, но и готова проводить обучение по охране труда .

Преимущества работы с «СОТАРМ»

2. 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд"

3. Приказ Минздравсоцразвития № 342н "Об утверждении порядка проведения АРМ по условиям труда"

4. Проект Федерального закона "О внесении изменений в 426-ФЗ"



Типы объектов


Арм в офисе


Арм в школе



Арм в медучреждении


Арм на производстве


Арм в магазине


АРМ в ЧОП


Наши клиенты

Отзывы наших клиентов


А. А. Минаеву

Сотрудничество с Вашей компанией показало высокий профессиональный уровень Ваших сотрудников. Хочется отметить грамотную работу экспертов, слаженную работу специалистов и высокий профессиональный уровень компании в целом.

Надеемся на долгую и плодотворную работу с Вашей компанией.

Генеральный директор А.Н. Пищуров

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.
В ходе проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ) в нашей компании ООО «АСТРЕЯ» хотелось бы отметить грамотную работу экспертов, высокий уровень специалистов. Сотрудники ООО «СОТАРМ» вежливы, приятны в общении, всегда готовы дать дополнительные разъяснения.

С уважением,
Директор ООО «АСТРЕЯ» Сафронов Д.П.

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

В соответствии с условиями Договора в 2016 году ООО «СОТАРМ» проведены работы по специальной оценке условий труда на рабочих местах МУП «АиГ».
Работы были выполнены на высоком уровне в соответствии с ФЗ №426 «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. По результатам получена отчетная документация, подготовленная по итогам проведения работ и выполненная в соответствии с действующим законодательством.
Выражаем благодарность ООО «СОТАРМ» за профессиональное решение вопросов, которые возникли в ходе совместной работы.
Мы довольны работой, выполненной специалистами ООО «СОТАРМ» и готовы рекомендовать эту компанию как надёжного и ответственного партнера.

И.о. директора Е.М. Горохова

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Компания ООО «СОТАРМ» в декабре 2016 года проводила специальную оценку условий труда в частном учреждении «Атомстандарт».

Специалисты компании ООО «СОТАРМ» проявили высокий профессионализм и оперативность в решении поставленных задач. Благоприятное впечатление произвела готовность сотрудников быстро реагировать на обстоятельства. Это подтверждает, что компания ООО «СОТАРМ» имеет обширную практику в проведении СОУТ и использует индивидуальный подход при работе с клиентами.

Работы выполнены в соответствии с действующим законодательством. Отмечено хорошее оформление результатов проведенных работ.

Мы довольны работами ООО «СОТАРМ» и готовы рекомендовать эту компанию как надёжного и ответственного партнера.

С Уважением,

Директор В.В. Морозов

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

В ходе проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ) в нашем предприятии (АО МКБ «ДОМ-БАНК») отмечена грамотная работа экспертов и высокий уровень специалистов.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Исполнительный директор АО МКБ «ДОМ-БАНК» С.Б. Рыгин

Благодарность

Федеральное автономное учреждение «Центр развития и обеспечения космической деятельности» Министерства обороны Российской Федерации выражает благодарность ООО «СОТАРМ» за качественное проведение специальной оценки условий труда

Начальник Федерального автономного учреждения «Центр развития и обеспечения космической деятельности» Министерства обороны Российской Федерации

М. Суриков

Благодарственное письмо

Общество с ограниченной ответственностью «Усинское дорожное ремонтно-строительное управление» выражает глубокую признательность и искреннюю благодарность коллективу Общества с ограниченной ответственностью «Служба охраны труда и аттестации рабочих мест» за взаимовыгодное сотрудничество, добросовестное отношение и профессионализм, проялвение при проведении работ по специальной оценке условий труда на нашем предприятии.
Особую признательность выражаем экспертам Комаровой Марии Витальевне и Титор Андрею Геннадьевичу, которые непосредственно были заняты исследование и анализом вредных, опасных факторов производственной среды и трудового процесса за серьёзное и вдумчивое отношение к работе.
Мы высоко оценили совместную работу с Вашей компанией,
Желаем Вам и Вашей компании успехов и процветания,
экономического и финансового благополучия.
Выражаем уверенность в сохранении сложившихся дружественных
отношений и надеемся на дальнейшее
взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество.
С уважением,
Директор ООО «Усинское ДРСУ» Сластён И.А.

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
А.А. МИНАЕВУ

Уважаемый Андрей Анатольевич!

Негосударственное учреждение Редакция газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда, высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок. Отчетные материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Главный редактор Л.П. Раковская

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А

БЛАГОДАРНОСТЬ

В ходе проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ) в нашем предприятии ООО «Центр «Второе рождение» отмечена грамотная работа экспертов, высокий уровень специалистов. Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

Генеральный директор Романюк Э.В.

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «РБ лоджистикс» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.

Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Генеральный директор А.А. Будкин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «ОПТИКОМ Регион» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ», начальнику лаборатории Максеменюк Е. В. за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Благоприятное впечатление произвела готовность сотрудников быстро реагировать на обстоятельства.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С пожеланиями успехов Вам и Вашей организации
Ст. смены С.Н. Сироткин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый Андрей Анатольевич!

Благодарим коллектив ООО «СОТАРМ» за услугу по проведению специальной оценки условий труда в нашей организации. Было очень приятно ощущать со стороны работников Вашей компании оперативность и технически грамотное отношение к работе в течение всего периода нашего сотрудничества.
Хочется особо отметить начальника испытательной лаборатории Елену Валерьевну Максеменюк и специалиста Викторию Бирюкову. Спасибо им за профессионализм и чуткое отношение в решении всех возникавших вопросов.

Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с Вами и Вашей компанией.

Генеральный директор
ООО «Мосэксперт» А.Л. Воронин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство Центрального филиала ООО «Компания Металл Профиль» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.

Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Директор филиала Л.А. Михайлов

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «Брунел Рус» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Во время выполнения работ специалисты ООО «СОТАРМ» внимательно относились ко всем потребностям нашей компании и быстро находили наилучшие решения для возникавших вопросов. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации, а также их добросовестное отношение к делу.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.

Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,
Генеральный директор «ООО Брунел Рус» Андреа Луккин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «Леогон Трейдинг» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за своевременную и качественную работу по проведению специальной оценки условий груда. Хотелось бы отметить компетентность и грамотность экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надёжного и обязательного партнёра, работающего на высоком профессиональном уровне.

Надеемся в дальнейшем на успешную плодотворную работу.

С уважением,

Директор С.В. Люликова

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ООО «Джи Эйч Проект» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,
Руководитель ООО «Джи Эйч Проект» А.А. Зуйкин

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство ГБПОУ МО «Рошальский техникум» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,

Директор техникума В.Ю.Кашлев

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
А.А. Минаеву

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство АО «Хозяйственное управление ВДНХ» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную и плодотворную работу.

Директор А.В. Королёв

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый, Андрей Анатольевич!

Руководство АО «Раменская теплосеть» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда. Хотелось бы отметить грамотную работу и высокий уровень экспертов организации.
Все работы выполнены в срок, а необходимые материалы представлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.10.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Мы готовы рекомендовать ООО «СОТАРМ» как надежного и обязательного партнера, работающего на высоком профессиональном уровне.
Надеемся в дальнейшем на долгосрочную плодотворную работу.

С уважением,
Генеральный директор А.М. Синицкий

Генеральному директору ООО «СОТАРМ»
Минаеву А.А.

Уважаемый Андрей Анатольевич!

Руководство АО «ОптиКом» выражает благодарность сотрудникам компании ООО «СОТАРМ» за оперативную и качественную работу по проведению специальной оценки условий труда.
Отмечаем, что предоставленные нам результаты работы ООО «СОТАРМ» по СОУТ соответствуют высоким стандартам качества в данной области.
Отдельно хотелось бы поблагодарить начальника лаборатории Максеменюк Е.В. и сотрудников, выполнивших работы по договору качественно и в установленные сроки, оперативно и грамотно решавших все возникавшие вопросы, как на этапе проведения СОУТ, так и после ее окончания, а также отметить их высокий уровень культуры общения с представителями заказчика, коммуникабельность и профессионализм.
Желаем Вам и вашей компании новых достижений и финансового благополучия.

С уважением,
Руководитель складского комплекса М.Ю. Чистов

Последние материалы сайта