Строительный кризис. Кризис в строительной отрасли: цифры и факты. В Швеции больше негде жить

21.07.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Цены на основные стройматериалы остаются стабильными и даже идут вниз. Источник: исследование компании PwC

В прошлом году впервые за последние шесть лет сократился ввод в эксплуатацию жилой и нежилой недвижимости в России. Падение в строительстве продолжилось и в начале 2017 года. Об этом говорит затоваривание складов стройматериалов, а также снижение цен на многие виды строительных материалов. Такие данные публикуют аналитики компании PwC - PricewaterhouseCoopers. Судя по официальным прогнозам, Россия еще не преодолела нижнюю точку строительного кризиса.

В РФ наблюдается снижение объемов строительства жилой недвижимости, которое в 2016 году, по данным Росстата, составило 6%. Статистика первого квартала 2017 года говорит о продолжении тренда. Так, за январь–март 2017 года объем жилого строительства сократился на 30% по сравнению с соответствующим периодом 2015 года и составил 13,1 млн кв. м. При этом особенно значительное падение произошло в столице – почти 60% от данного показателя за первый квартал 2016 года.

В 2016-м впервые за последние шесть лет снизился ввод жилой и нежилой недвижимости. Снижение общей площади новых зданий составило 3% по сравнению с суммарным показателем за последние пять лет в 2015 году – 139,4 млн кв. м.

О продолжении строительного кризиса говорит и ситуация с ценами на стройматериалы, которые почти не дорожают из-за низкого спроса. Падение цен на щебень, песок, бетон и арматурную сталь составило от 3 до 9%. Избыток продукции на складах вынудил российских дистрибьютеров снижать цены. С начала 2017 года в столице цены на арматуру снизились в среднем на 7%.

В 2016 году и в первом квартале 2017-го стабильными оставались цены на железобетонные изделия, минераловатные материалы и кабельную продукцию. В первом квартале 2017 года устойчивыми были цены на цемент. Стоимость строительно-монтажных работ и услуг аренды строительной техники в первом квартале 2017 года не менялась. Такая динамика цен скорее всего определена низкой активностью работ в строительной отрасли в начале года, считает партнер PwC в России Дмитрий Ковалев.

Смогла ли Россия преодолеть дно строительного кризиса – пока не вполне ясно. По прогнозам Минстроя РФ, спад ввода недвижимости будет продолжаться. «Минстрой России, основываясь на прогнозных данных субъектов РФ, предполагал снижение объемов ввода жилья в 2017 году на 5–7%. Следовательно, прогноз по вводу 75 млн кв. м жилья по итогу года остается в силе», – подтвердили «НГ» в ведомстве Михаила Меня. За первое полугодие 2017 года было введено 28 млн кв. м жилья, что на 11,3% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Снижение происходит по большей части из-за сокращения объемов ввода в индивидуальном жилищном строительстве (почти на 16,5% в сравнении с прошлогодними показателями)», – напоминают в Минстрое. При этом стандартное жилье (экономкласс) третий год показывает рост во многом благодаря многочисленным федеральным программам по жилищному стимулированию. По данным на 1 июля, введено 14,3 млн кв. м стандартного жилья, это на 18,4% выше показателей за аналогичный период прошлого года – отмечают в строительном ведомстве.

«Фундаментальной причиной строительного спада в РФ является низкая платежеспособность населения, а также неуверенность граждан в прочности своего материального состояния в среднесрочной перспективе, которые непосредственным образом отражаются на показателях продаж и финансовой устойчивости девелоперов. Чтобы ситуация изменилась, тем более уже к концу этого года, необходимо, чтобы произошли некие глобальные позитивные изменения в экономике страны. Только лишь снижение ставок по ипотеке при продолжающемся тренде на уменьшение платежеспособного спроса не способно кардинальным образом изменить ситуацию. Более того, мы наблюдаем следующую тенденцию – люди, планирующие приобрести квартиру, откладывают сделку на неопределенный срок ввиду того, что боятся попасть в кредитную кабалу», – описывает ситуацию руководитель аналитического центра «ИНКОМ-Недвижимость» Дмитрий Таганов.

«Снижение показателей сильно зависит от региона: сокращение ввода жилья в Московской области составило всего 0,7%, а в Москве – более 39%. Но эти данные отражают региональные особенности планов по развитию территорий», – отмечает директор «НДВ-Девелопмента» Андрей Стригалев.

«Мы оперируем немного другими данными по прошлому году: в Москве в 2016 году спад ввода составил всего 14% по сравнению с 2015-м. По количеству заключаемых договоров долевого участия мы видим рекордные показатели: в июне было заключено 4103, а год назад – только 2737, что почти в 1,5 раза меньше. Это, вероятно, свидетельствует о том, что дно пройдено, идет и активное строительство, снижены ипотечные ставки, и спрос активен», – говорит председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.

В последнее время, если речь заходит в строительстве и проблемах, накопившихся в этом секторе, сразу же вспоминают о плане московской «реновации» и тех потенциальных конфликтах, который он в себе таит.

Однако даже несмотря на кажущееся прекращение в стране всякой инвестиционной активности, бoльшая часть (6,02 трлн. руб. против 2,19 трлн., или почти 3/4 против 1/4) инвестиций направляется не в жилищное, а в промышленное и в инфраструктурное строительство. И кризис в строительстве нужно рассматривать прежде всего как следствие негативных тенденций, складывающихся именно здесь.

Три года кризиса

В целом строительство, обеспечившее в 2011 году 6,3% ВВП страны, сокращается уже на протяжении трёх лет. Особенно быстрыми темпами снижаются работы по госзаказу: в 2016 году сумма заключённых контрактов упала на 11%, а их число – почти на треть. В этом и в следующие годы, когда закончатся работы по подготовке к чемпионату мира по футболу и строительство моста в Крым, эти цифры ещё будут вспоминаться с умилением.

Доходность строительной отрасли по итогам прошлого года, согласно данным Росстата, оказалась ниже официальной инфляции. Причину происходящего я вижу в глубоких корнях кризиса, заметного сейчас в строительной отрасли, которые сводятся к недоверию государству как заказчику, крайней забюрократизированности финансовых отношений в секторе и неготовности властей оказывать государственную поддержку подрядчикам по строительству значимых инфраструктурных объектов.

На протяжении всех 2000-х годов власти посылали предпринимательскому сообществу сигналы о том, что стройка является безопасным и удачным вложением средств. В сфере жилищного строительства был наведён относительный порядок с оформлением долевого участия, что привело к резкому увеличению продаж жилья в стоимостном выражении. Радикально улучшилась ситуация с выделением и оформлением земельных участков, сформировался единый кадастр объектов недвижимости. В сфере инфраструктурного строительства произошла настоящая революция: с 2002 по 2015 годы объём государственного заказа в строительстве вырос более чем в 6,5 раза, с 240 млрд. до 2,07 трлн. руб., а перспективы рисовались ещё более радужными.

Однако «история успеха» закончилась в 2012-2014 годах, когда стало ясно, что за ростом стоимостных показателей не следует рост реальных объёмов. Более 60% всего госзаказа пришлось на «точечную застройку»: объекты к саммиту АТЭС 2012 г., Олимпиаду в Сочи в 2014 г., космодром «Восточный» и инфраструктуру к футбольному чемпионату.

Девальвация и банкротства

При этом власти выполнили далеко не все обязательства по финансированию. Частный бизнес рассчитывал на совершенно иные финансовые результаты – и мегапроекты запустили череду банкротств в отрасли, крупнейшими из которых стали кейсы НПО «Мостовик», «Инжтрансстроя», «Трансстройтуннеля», и ряда других. Процесс этот лишь ускоряется: в 2016 г. прекратили свою деятельность 3183 компании – на 17,3% больше, чем в 2015-м.

Среди тех, кто вошёл в процедуру банкротства в последнее время – «Трансстрой», ОАО «ВО «Технопромэкспорт«», ПАО «Волгомост», ЗАО «ИСК «Союз-Сети«», ОАО «Группа Е4». Параллельно правительство начало повышать налоги на недвижимость и землю, запустило изощрённый механизм «коммерциализации» ЖКХ и серьёзно ограничило мотивацию к развитию жилищного строительства.

Серьёзный удар по строительству нанесла девальвация 2014 года. Заказчиками крупнейших строек (например, в энергетической сфере) являются компании, работающие на внутренний рынок. Хороший пример даёт компания «Русгидро». Будучи заказчиком Сахалинской ГРЭС-2, Якутской ГРЭС-2, Благовещенской ТЭЦ и ТЭЦ в Советской Гавани, не говоря о прочих объектах, компания провела конкурсы на строительство и заключила контракты до изменения валютного курса и введения санкций. Осенью 2014 г. цены на стройматериалы и оборудование выросли, для подрядчиков проекты стали убыточными (только за 2015 г. стройматериалы подорожали в среднем на 15%, металлоконструкции – на 30% и более, а импортные материалы – на 25- 60%).

Затем прошла волна банкротств строительных компаний, и многие из тех, кто имел необходимый опыт, вообще ушли с рынка. Проблемы подрядчиков, обусловленные макроэкономической ситуацией, отразились на проектах «Русгидро». Компания не расторгает контракты с действующими генподрядчиками просто потому, что на рынке на сегодня уже не осталось организаций, имеющих опыт строительства тепловых электростанций.

Не менее значимым был финансовый фактор. Ещё недавно банки охотно кредитовали застройщиков (в 2008 год на этот сектор приходилось 12,7% всех выданных ими кредитов) и выдавали гарантии, которые начали требовать заказчики для допуска к госзаказу. Однако к нынешнему кризису ситуация поменялась: банки, стремясь сократить риски, стали давить на подрядчиков, а заказчики – выставлять требования по банковским гарантиям даже при минимальных сомнениях в платежеспособности подрядчика.

Когда же началась волна банкротств, привычные отношения строителей и финансистов оказались практически уничтоженными: стоимость банковской гарантии выросла с 0,7-1% годовых в 2013 г. до 4-7%. Банки при этом стали требовать денежного покрытия на 30-60% от суммы. Суммы выдаваемых кредитов резко пошли вниз: в 2014-2016 гг. доля строителей в кредитном портфеле банков упала с 9,7% до 7,4% (а просроченные кредиты составляют сейчас около четверти всех выданных средств).

Пытаясь вернуться к нормальности, строители запускали всё новые проекты, авансами от которых закрывали «дыры», образовывавшиеся в старых. Отчасти именно это привело к стремительному росту ввода жилья в 2014 - 2015 гг., в среднем на 22% превысившего показатели 2013 года и к нынешнему затовариванию на рынке. В капитальном строительстве такая тактика спровоцировала самые знаковые скандалы последних лет, поставила под удар многие банки, которые начали терять капитал из-за доначисления резервов, а затем и лицензии. Я и не говорю о том, что распродажа активов обанкроченных стройкомпаний вызвала массированное падение капитализации тех, что ещё остаются на рынке. При этом «подкручивание гаек» на строительном рынке отнюдь не прекращается.

Реакция власти

Отдельно следует отметить, что власти не смогли использовать инвестиции в строительство как классический контрциклический инструмент. К моменту вхождения кризиса в пиковую стадию больших инвестиционных проектов не осталось, а вместо поощрения конкуренции (напомню, что в годы «Нового курса» Ф.Рузвельта федеральные средства получили в общей сложности 36 тыс. компаний) мы наблюдаем хорошо всем известных «королей госзаказа» . Те же банковские гарантии, которые в нынешней ситуации нужно было бы заменить более гибкими инструментами, в наши дни стали прерогативой государственных банков, что ограничило круг их получателей ещё больше.

В ближайшие годы в стране будут сокращаться расходы на строительство автодорог («Росавтодору» в этом году выделяется на 10,7% средств меньше, чем в прошлом), газо- и нефтепроводов, крупных производственных и складских объектов. Ввод офисных площадей в Москве и Санкт-Петербурге в 2013-2016 годах уже сократился на 58%, и это явно не предел. Но правительство, повторю, по-прежнему не предполагает осуществлять мощных финансовых вливаний в строительный сектор. И тем более не собирается делать акцент на небольшие, но эффективные строительные программы на региональном уровне.

Сегодня оживить российский строительный комплекс невозможно ни посредством административно простимулированной застройки высвобождаемых в центре российских столиц участков, ни через рост заказов со стороны крупных госкомпаний. Строительство – та отрасль, в которой результаты производственной деятельности видны и осязаемы. Поэтому правительству стоило бы подумать не об ужесточении финансовой политики в отношении строителей, а скорее о масштабном кредитовании строителей через выкуп облигаций, гарантированных объектами завершённого и незавершённого строительства.

На это могут сказать, что именно злоупотребление такими инструментами и привело в мире к кризису 2008 г. Однако на то они и чужие ошибки, чтобы на них учиться. Никто не призывает оценивать стройки выше их рыночной цены, кредитовать несостоятельных ипотечников и продавать во всё возрастающих объёмах переоцененные облигации пенсионным фондам. Речь идёт о том, чтобы сделать строительные объекты более ликвидным залоговым инструментом, снизить стоимость гарантий, ослабить требования к активно кредитующим строительный сектор банкам.

Если государство не сможет этого сделать, один из главных драйверов экономического роста 2000-х годов будет уничтожен. А правительству придётся не столько успокаивать рассерженных жителей «хрущёвок», сколько объясняться более чем с пяти миллионами занятых в строительной отрасли, многие из которых рискуют лишиться рабочих мест и источников дохода.

Правоотношения, возникающие по поводу участия граждан в долевом строительстве, продолжают оставаться одной из самых обсуждаемых тем в правовом сообществе. Волна банкротств, захлестнувшая российских застройщиков, обусловила актуальность рассматриваемого вопроса.

Федеральные власти, практикующие юристы и ученые пытаются сообща решить проблему существования «обманутых дольщиков» или хотя бы приостановить стремительный рост их числа. В связи с этим законодательство о долевом строительстве регулярно претерпевает определенные изменения.

Если проанализировать нюансы строительной деятельности, то можно сделать вывод о том, что данная область наиболее уязвима на кризисных этапах экономического цикла. Стремительный рост цен на строительные материалы приводит к нехватке оборотных средств, а привлечение новых кредиторов в условиях кризиса может явиться непосильной задачей даже для крупных строительных компаний. В конечном итоге застройщик признается банкротом, а исполнение возложенных на него обязательств зачастую откладывается на неопределенный срок.

Отслеживать ситуацию в сфере правоотношений, складывающихся по поводу участия граждан в долевом строительстве, сегодня помогают различные ресурсы. Из официальных и неофициальных источников постоянно поступают статистические данные, которые незамедлительно доводятся до всеобщего сведения.

Всю критичность ситуации можно осознать, лишь сравнив статистику РАСК, приведенную в разные периоды 2016 года. Так, в августе 2016 года по стране насчитывалась 61 компания-банкрот. В января 2017 статистика за минувший год была обновлена: уже 149 компаний находится в одной из стадий банкротства. Всего около полугода понадобилось отрасли, чтобы число банкротств выросло в 2,5 раза! Положение дел усугубляет также и ситуация с подрядчиками. Тот же РАСК сообщает, что из 151 тыс. уникальных компаний в 2016 году в одну из стадий банкротства вошли 3183 компании-подрядчика.

Как видим, проблемы в сфере долевого строительства носят достаточно серьезный характер. Попытки к их решению предпринимаются путем изменения законодательства. Однако характер вводимых изменений вряд ли можно назвать благоприятным для застройщиков, поскольку основной целью деятельности законодателя остается защита прав обманутых дольщиков.

Лейтмотивом поправок, внесенных в 214-ФЗ о долевом строительстве, стало ужесточение требований к застройщикам. Оно было инициировано в основном подмосковными властями, поскольку ситуация с участием в долевом строительстве в данном регионе вызывала наибольшие опасения. Губернатор области неоднократно высказывался о том, что многие компании «собирают деньги с дольщиков, не имея ни гроша за душой». Говоря так, Андрей Воробьев имел в виду 90% застройщиков. При такой статистике не приходилось ожидать лояльности законодателя.

И, действительно, требования к финансовой устойчивости застройщиков возросли. Правда, часть из них вступит в силу с 1 июля 2017 года. К таким относится в частности требование о размере уставного капитала, который по закону должен варьироваться от 2,5 млн. до 1,5 млрд. руб. Градация зависит от максимальной площади всех объектов долевого строительства самого застройщика и связанных с ним юридических лиц (ч. 2.1 ст. 3 обновленной редакции 214-ФЗ).

Оценка данной новеллы в правовом сообществе неоднозначная. Из практики известно, что распространены ситуации, когда уставный капитал строительных компаний, привлекающих средства граждан, не превышает 50 тысяч рублей. Безусловно, такие компании являются мелкими и их участие в правоотношениях по долевому строительству сомнительно. Очевидно, что в связи с названными новеллами законодательства следует ожидать резкого сокращения числа строительных организаций, возможно, за счет поглощения крупными компаниями более мелких. Соответственно, конкурировать между собой будут считанные игроки рынка.

При этом закон оставил небольшую лазейку для мелкого и среднего бизнеса. Обойти требование о размере уставного капитала можно, заключив договоры поручительства с одним или несколькими юридическими лицами, отвечающими требованиям, выдвигаемым к застройщику. Такой договор подлежит нотариальному удостоверению и заключается до государственной регистрации первого ДДУ. (статья 15.3 новой редакции). Принудительное обеспечение обязательств строительных компаний, находящихся «в зоне риска» - действительно, нужный и рациональный ход законодателя. В частности, данная норма должна положительно сказаться на практике взыскания с компаний обязательных платежей.

Из числа введенных изменений большой общественный резонанс получила информация о создании компенсационного фонда жилищного строительства. Однако больших надежд на создаваемый институт в правовом сообществе не возлагают в связи с провалом некогда введенного института страхования гражданской ответственности застройщика. Создание компенсационного фонда - новый подход, который ранее не использовался в сфере долевого строительства. Накалившаяся обстановка в обществе предопределила социальную направленность инициативы: для застройщиков снова меняются правила игры.

Важно, что действие изменений распространится только на граждан, заключивших ДДУ после вступления акта в силу. Если же хотя бы один ДДУ продан и застрахован в какой-либо страховой компании до начала деятельности фонда, то тогда уже этот дом и дальнейшие его ДДУ страхуются в этой же страховой компании. Формирование денежной базы фонда будет осуществляться за счет отчислений застройщиков, которые составят 1% от стоимости строительства объекта недвижимости, указанной в проектной декларации.

Что можно ожидать в ближайшем будущем в свете введенных изменений? Резкого роста цен на первичную недвижимость точно ожидать не стоит: дополнительные финансовые обременения застройщиков вряд ли приведут к этому. Платежеспособность населения остается невысокой, а потому предпосылок к росту цен фактически нет. Застройщиков станет меньше, так как выход на рынок затруднителен. Конечно, надежность маститых девелоперов важнее, чем многообразие предложений. Главное, чтобы снижение конкуренции не ударило по качеству возводимых объектов.

Что касается деятельности компенсационного фонда, на фоне неудавшегося страхования ответственности данная инициатива выглядит более перспективно. Но, безусловно, главное в этом вопросе - работоспособность механизма. Если гражданам действительно будет удаваться вернуть вложенные деньги при признании застройщика банкротом, эффективность реформы не вызовет никаких сомнений.


Поисковые теги: Источник фото:

Как поведет себя отечественная экономика в наступающем году? Возможно, непредсказуемо…

Завершается очередной кризисный год. Каким будет 2017-й? Мнения расходятся. Одни полагают, что начнется восстановительный рост, другие — что продолжится стагнация экономики. С помощью экспертов попытаемся разобраться в том, что нас ждет.

Оптимисты из-за границы

Кого-то это может удивить, но иностранные организации проявляют оптимизм в отношении российской экономики: они предрекают рост с разбросом от 0,5 до 1,5%.

Наиболее радужно настроены эксперты из Всемирного банка: по их оценке, она вырастет на 1,5%. Это произойдет, в первую очередь, за счет роста потребительской активности, снижения инфляции и увеличения инвестиций, считают всемирные банкиры.

Организация экономического сотрудничества и развития более пессимистична: эксперты ОЭСР прогнозируют рост всего в полпроцента. Факторы примерно те же: увеличение потребительского спроса и инвестиций.

Прогноз МВФ — плюс 1,1%. На этот результат должен подействовать рост потребительского спроса, улучшение условий внутреннего финансирования и стабилизация цен на нефть.

Прогноз Standard & Poors на 2017 год — плюс 1,4% к ВВП. Аналитики S & P находят три положительных фактора: умеренный рост цен на нефть, увеличение ее добычи и рост потребления домашних хозяйств.

Щедрый прогноз сделало и агентство Moody’s: оно «подарило» российской экономике 1,5% роста. По мнению его аналитиков, новых внешних шоков не предвидится, будут расти инвестиции, повышается качество активов в банковской системе, принесет свои плоды политика импортозамещения.

Впрочем, положительно оценивают перспективы экономики и отечественные структуры. Так, Минэкономразвития РФ полагает, что она подрастет на скромные 0,8%. По мнению чиновников ведомства, это радостное событие случится за счет роста экспорта и увеличения запасов.

В базовом сценарии Банка России рост экономики колеблется в диапазоне 0,5—1%. Во многом эту грядущую заслугу ЦБ приписывает себе, указывая, что данного результата позволяет добиться успешно проводимая им кредитно-денежная политика. Также ЦБ надеется на рост потребления и инвестиционную активность.

Глубокий структурный кризис

Гораздо более пессимистический взгляд у независимых российских экспертов. Например, директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев , что анализ, выполненный возглавляемой им организацией, позволяет сделать вывод: в 2017 году ВВП не вырастет, а снизится на 1%.

Существует целый ряд причин для такого пессимизма. Продолжается снижение реальных доходов населения, что делает нереальным рост потребления. Сохраняется отрицательная динамика вложений в основной капитал — она связана с неопределенной экономической и геополитической ситуацией.

По мнению аналитиков ФБК, не обоснованны надежды на рост нефтяных котировок: суперцикл высоких цен завершился, и нет факторов, свидетельствующих об обратной тенденции. Санкции, которые вряд ли отменят в 2017 году, затрудняют российским компаниям доступ к рынку дешевого зарубежного финансирования. А раз так, то нет оснований надеяться на экономический рост.

Но это, скорее, поверхностный слой событий. Между тем у них есть и более глубокий подтекст. В России сохраняется глубокий структурный кризис. Высокие цены на нефть позволяли нейтрализовать его влияние, но при низких котировках на сырье неизбежно возникает вопрос: а возможен ли в принципе рост?

Структурный кризис вызван не только доставшимся советским наследством, но и другими причинами. Игорь Николаев перечисляет основные из них: неправильная экономическая и социальная политика последнего периода, запаздывание с назревшими реформами, сырьевой характер экономики, низкая доля малого и среднего бизнеса.

Без структурных преобразований надежд на перемены нет. Но правительство не называет преодоление структурных диспропорций главной задачей экономической политики.

— При структурном дисбалансе экономика адаптируется к ситуации, в отдельных случаях даже возможен некоторый ее рост, но выйти из кризиса она не в состоянии, — резюмирует Игорь Николаев.

Ловушка среднего развития

Пессимистично смотрит в будущее и заместитель председателя правления ВЭБ Сергей Васильев . По его мнению, нас ожидает стагнация сроком в 3—5 лет. Без роста инвестиций из нее не выбраться, поэтому надо думать, где их раздобыть. Но пока позитивных мыслей на этот счет власть не демонстрирует.

Чтобы появились инвестиции, в стране должна быть построена адекватная финансовая система, напоминает г-н Васильев. Денег в экономике много, но эффективных механизмов по переводу их в капвложения не хватает. Банки занимаются преимущественно краткосрочным кредитованием, негосударственные пенсионные фонды заблокированы последними решениями.

Впрочем, есть надежда, что при снижении инфляции возрастут инвестиции самих компаний. Но если нет перетока капиталов, то возможности для инвестиционного роста будут очень ограниченны.

А инвестиции России крайне нужны для преодоления ловушки среднего развития, в которую угодила страна. Ее суть в том, что назрел переход от традиционного промышленного развития к развитию инновационному, за которым неминуемо следует повышение производительности труда.

Это развитие сопровождается интенсивным перетоком рабочей силы, увеличением номенклатуры производимых товаров, в первую очередь инновационных.

Как считает Сергей Васильев, неправильно говорить, что правительство не понимает этого вызова — оно прикладывает усилия по созданию новой экономики. Но в самом лучшем случае результатов можно ждать не ранее чем через четыре года.

Живучая экономика

Самое удивительное в российской экономике — это ее живучесть, считает руководитель Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Что бы с ней ни делали, она адаптируется к окружающей среде. Происходит это, прежде всего, за счет сектора малого и среднего бизнеса.

Причем это случается уже не в первый раз. После дефолта в 1999 году МВФ предсказывал 10-процентный спад. А экономика пошла в рост. Тогда правительство Примакова -Маслюкова ничего не стало ломать, и бизнес поверил в свою перспективу.

Нынешнее же правительство, по мнению эксперта из МГУ, целенаправленно гробит экономику.

— Экономика достигла пределов своего развития, — подчеркивает экономист. — А та ее часть, которую можно назвать живой, упирается в государственную политику: замораживание пенсионных накоплений, высокие кредитные ставки. В итоге нет длинных денег.

В нынешней своей конструкции экономика прошла свой пик. Даже для достижения двухпроцентного роста нужны серьезные изменения.

— Нам вообще пора понять, что в нынешних условиях прогнозы о том, будет экономика немного расти или чуть-чуть упадет, не имеют смысла, — убежден бывший министр экономики России Андрей Нечаев . — Задача — достичь как минимум 4-процентного роста. Она реальна, но при реализации большой программы реформ.

Новая реальность стройкомплекса

Особое значение для экономики имеет строительная отрасль. У нас почти две трети инвестиций в основной капитал связаны именно со строительством. Однако источники финансирования будут меняться. Как ожидают эксперты, повысится значение собственных средств за счет снижения привлечения кредитных источников. Сильно возрастет значение таких факторов, как рентабельность и сроки окупаемости проектов.

В секторе жилищного строительства решающий фактор — спрос. А он во многом зависит от состояния ипотечного кредитования. По словам генерального директора АИЖК Александра Плутника , существуют большие резервы для снижения процентных ставок. У нас лишь 20—25% от общей суммы кредита попадает строителям — остальное оседает в карманах посредников.

Между тем ипотечное кредитование — это огромный резерв для развития стройкомплекса. С 2004 года ипотека выросла в 22 раза! Ни один другой сегмент экономики страны не демонстрировал подобных результатов.

Но очень важно добиваться уменьшения процентных ставок, подчеркивает Александр Плутник. Каждый пункт их снижения увеличивает число потенциальных заемщиков. К концу 2017 года средняя плата за кредит может опуститься до 10%. А при ставке в 9% через несколько лет ежегодный ввод жилья способен достичь отметки в 100 млн кв. м.

Многое здесь зависит от ЦБ, от того, удастся ли регулятору справиться с инфляцией и снизить ключевую ставку. Но не менее важно совершенствовать и сам механизм предоставления кредитов: этот процесс должен быть избавлен от ненужных посредников.

В то же время экономика в целом остается в неопределенном состоянии. Как резюмирует Игорь Николаев, надежды на оживление потребительского и инвестиционного спроса основаны, скорее, на желании того, чтобы это произошло, а не на объективных предпосылках. А в условиях всех диспропорций российской экономики при относительно низких ценах на нефть и сохранении санкций ожидать переход к росту, увы, не приходится.

Вроде, все логично и правильно. Но напомним, что частенько экономика ведет себя так, как никто из аналитиков не предсказывал. Такой уж у нее непредсказуемый характер.

Владимир ГУРВИЧ

Последние материалы сайта