Психологическая помощь специалистам помогающих профессий. Профессии для тех, кто хочет помогать людям. Как помочь ребенку определиться с профессией

09.03.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Типы характеров можно рассматривать не как бессмысленные ярлыки, а как дорожные знаки, подсказывающие, как правильно вести себя с теми, кто попал в беду. Особенно важным это может быть для тех, кто работает с бездомными, заключенными, алкоголиками и наркоманами, людьми с ограниченными возможностями, пожилыми, мамами-отказницами…

Х.Бидструп, карикатура «Темперамент».

Черная желчь и другие

Что поделать — все мы разные. Но при этом похожи друг на друга. Аккуратисты и скандалисты, лентяи и слюнтяи, молчуны и болтуны – кого только нет среди нас! Психологи на протяжении веков пытаются разделить все многообразие человеческих характеров на группы.

Автором первой классификации традиционно считают Гиппократа, давшего определение различным типам темперамента: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики… Основанием для деления ему служили… жидкости, преобладающие в организме человека. Например, «меланхолия» в переводе с греческого это «черная желчь».

На что только ни опирались исследователи человеческой души впоследствии, чтобы поделить нас всех на группы! Как бы то ни было, с течением веков выкристаллизовались десятка полтора основных видов характеров, которые – с теми или иными вариациями – присутствуют во всех классификациях. Эпилептоид, шизоид, истерик, тревожно-мнительный…

Знак или ярлык?

Типы темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Статуи, украшающие дворец в Версале, рисунок 17 века.

Зачем нам знать об этих типах? Зачем впадать в искус наклеивания ярлыков, а значит, вольного или невольного осуждения? Расставлять клейма на живых людей (чем грешат, к слову сказать, многие психологи) – безусловно, плохо. Но стремиться понять человека, а, возможно, обзавестись инструментом помощи – и хорошо, и полезно. Одна очень мудрая и немолодая женщина, сказала: «Если бы я раньше познакомилась с типологией характеров, в моей жизни было бы значительно меньше проблем». И в жизни окружающих, возможно, тоже.

Знание характерологических особенностей может стать не бессмысленным ярлыком, а дорожным знаком, подсказывающим, как правильно вести себя на пути. Особенно важным это может быть для людей помогающих профессий, для волонтеров, работающих, с бездомными, заключенными, алкоголиками, людьми с ограниченными возможностями, пожилыми, мамами-отказницами…Быть может, эти слезы ненастоящие, а с этой болезненной аккуратностью бороться бесполезно, и с этой постоянной тревогой надо смириться? Конечно, дать точный совет может только профессионал, но знания помогут задуматься и нередко – оставаться спокойным в ситуациях, где это сделать нелегко.

Кстати, знакомство с типологией характеров может вместо того, чтобы привести к осуждению («истеричка, что с нее взять!»), помочь именно его и избежать, поняв и приняв немощь другого или его уникальность. В чем разница?

Норма-норма-болезнь

Фрагмент лепного декора стены дома. Франкфурт — на — Майне, Германия. 20 век. Изображение с сайта wikipedia.org

Характер есть у всех. И каждый из нас обладает тем или иным «характерологическим радикалом» – то есть, набором черт, которые и позволяют отнести человека к той или иной группе.

Иногда определить, к какому типу человек относится, непросто, а то и невозможно — настолько «гладкий» у него характер. По мере приближения к святости, стяжания добродетелей, сглаживаются уникальные черты, обречены на неудачу любые попытки классификации.

Чаще черты характера сразу бросаются в глаза и делают общение с такой личностью очень непростым. Именно выраженность качества позволяет провести границу между уникальностью и немощью, нормой и патологией. Акцентуация – крайняя степень нормы. Автор термина Карл Леонгард считал, что акцентуированных среди нас – половина.

Если черты заострены еще сильнее, речь идет уже о болезни. Болезни характера прежде называли психопатиями, сейчас грубое и неприятное слово отменено и специалисты говорят о «личностных расстройствах».

Как болезнь отличить от здоровья? Есть три критерия, которые разработал в свое время профессор Ганнушкин. Во-первых, весь склад личности оказывается пронизан этими качествами, во-вторых, эти черты почти не меняются — ни с течением времени, ни в зависимости от ситуации, в-третьих, они уже мешают не просто общению, а адаптации человека в обществе.

Не претендуя на полную классификацию, перечислим некоторые типы характеров и личностных расстройств.

Стекло и дерево

Шизоид не шизофреник. Это – тип характера. Такой человек замкнут, нелюдим, стеснителен. По-настоящему хорошо ему лишь с самим собой. Он редко создает семью и, как правило, остается одиноким в старости.

Не стоит навязывать шизоиду общество, пытаться развеять его «уныние» веселыми праздниками и уж тем более пытаться разговорить и заставить плакать в вашу жилетку. То, что мы принимаем за уныние, – нормальное состояние шизоида, а веселиться в многолюдной толпе и уж тем паче изливать кому-то душу для него – мука мученическая. При всем при том, он – натура весьма чувствительная, хрупкая как стекло, когда речь идет о его собственных чувствах. Что до остальных, то здесь его трудно, почти невозможно тронуть, к их страданиям он остается глух, словно деревяшка и нельзя обижаться на это, так он устроен. Шизоид не заботится о внешности и бытовых удобствах. Его вполне может устроить жизнь на улице, вдали от назойливых людей.

Не только слезы

«Обойдемся без истерик!» — вот первое, что приходит на ум, если завести речь об истероидном радикале характера. Однако обладатели его не только бурно плачут. Они смеются, поют, рассказывают интересные истории, любят и мечтают… Все, что они делают, всегда бывает громко, ярко и, главное, напоказ. Спросишь: «Как дела?» Получишь в ответ либо звонкое «Фантастика!» либо сдавленное «Катастрофа…» Полутонов здесь не бывает. Истериков часто называют «театром одного актера». Впрочем, слово «истерик» вышло из употребления, и в современных справочниках вы найдете упоминание о «гистрионном» типе характера или личностном расстройстве. Работать с такими людьми, большинство из которых – женщины, непросто, пытаться их исправить, перевоспитать — бесполезно. В одной психологической статье, посвященной истерической психопатии я прочитала, что единственное, что может им помочь – это Церковь, исповедь, постепенное стяжание смирения. А так мучаются сами, мучают окружающих. Жалеть их трудно, но как без этого? Только лучше делать это так, чтобы сами истерики об этом не догадывались, проявляя в общении спокойную твердость. Если говорить о социальной работе, то больше всего шансов столкнуться с ними у тех, кто занимается реабилитацией алкоголиков или наркоманов.

Он не болен эпилепсией

Об эпилептоидах можно писать долго и навзрыд. В этом характере намешано столько, что многие исследователи делят его на несколько разных типов. Он властолюбив, «напряженно-авторитарен», мелочен, ревнив, болезненно аккуратен и педантичен, суеверен, упрям, подвержен вспышкам гнева… На мой взгляд, больше всего он похож на паровоз: мощный, крепкий, не способный свернуть с пути, не терпящий чужаков на своем маршруте, требующий порядка во всех своих внутренних деталях, приходящий точно по расписанию, способный взорваться, не выпустив пар. Заболев и став (пусть на время) беспомощным, он испытывает ужасные моральные муки. Ведь среди эпилептоидов немало начальников (как ни прискорбно для их подчиненных) – трудоголиков, перфекционистов, для которых безделье смерти подобно. А вот в старости многие черты характера этих людей сглаживаются, и они уже не так подавляют собой окружающих, ограничиваясь брюзжанием на «нонешние нравы» и молодежь.

Подозрительный тип

Параноик не синоним слова «шизофреник». Паранойяльный радикал характера, так же, как и любой другой – просто особенность личности. Основные ее черты – упорство, целеустремленность, уверенность в себе. Другое дело, когда подозрительность, присущая ему, станет всеобъемлющей, когда в каждом встреченном – ближнем или дальнем – видится враг и предатель. Тогда речь уже идет о параноидном расстройстве личности. Иметь дело с таким человеком, ухаживать за ним, стараться каким-то образом помочь – весьма непросто, а порой и невозможно. Даже памперс поменять тому, кто в каждом видит злодея – миссия почти невыполнимая.

Нет — нормам

«Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества», — считал один революционно настроенный классик. Люди с диссоциальным расстройством личности с ним не согласились бы – и не только потому, что его идеи сегодня не слишком популярны. Эти люди не желают (не могут) иметь ничего общего с установленными обществом правилами и нормами. Работа, семья, дружба, правила приличия – все это не для них. Наказания они приемлют с тем же отвращением, что и весь остальной мир и, что самое главное, не выносят из них никакого урока. Само собой, больше всего таких людей – среди заключенных.

Отнюдь не лень

Тех, кто подвержен пассивно-агрессивному личностному расстройству, часто считают просто лодырями. Но это не совсем так. Им, как и описанным выше социопатам, свойственно презрение к социальным нормам, только выражают они ее несколько более пассивно. Они вечно опаздывают, тянут время, не сдают работу в срок, все откладывают на потом, не обращают ни малейшего внимания на требования и критику начальства. Заставить их сделать что-то помимо их воли – очень сложно. Если слишком настаивать, агрессия может перестать быть пассивной. Понятно, что они нередко принадлежат к категории малообеспеченных граждан, нуждающихся в материальной помощи и всяческой поддержке.

Покой им только снится

Люди тревожно-мнительного типа боятся всего на свете: медицинских обследований, полетов на самолете, поездок в метро, вечерних прогулок, экзаменов, биодобавок, нелегальных мигрантов… Если в данный момент их жизни и спокойствию ничто не угрожает, живущая в таком человеке тревога, подобно спруту, выпустит щупальце и найдет к чему присосаться. Они постоянно сомневаются в себе и поэтому часто не способны к быстрым и решительным действиям. Такой человек, как замечает известный психотерапевт М.Бурно, «не предложит вовремя помощь знакомой женщине с тяжелой сумкой, не спохватится сказать вовремя доброе слово нуждающемуся в нем – с последующим внутренним раскаянием. И тут ему также ничего не остается, как заранее дрессировать в себе готовность действовать, дабы не мучиться потом угрызениями совести».

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Общаться с клиентами, варить кофе в турке, проводить экскурсии для детишек - сегодня можно выбрать любую профессию и стать по-настоящему счастливым. Но среди огромного списка вакансий существуют должности, которые сильнее остальных влияют на личность и на ее психическое состояние. В этой статье мы расскажем, как понять, что выбранная сфера «токсична», и какие профессии могут изменить нас до неузнаваемости.

Профессия, которая у всех ассоциируется с огромными гонорарами и красными дорожками, на самом деле не так привлекательна. Исследование , проведенное психологами из Лондона, показало, что большинство актеров проживают не свои жизни, а барахтаются в сюжетных перипетиях, прикрепленных к ним персонажей.

Такое явление ученые обозначили как «синдром владения », т.е. артист настолько вживается в свою роль, что даже за пределами сцены продолжает играть.

Также ученые выявили закономерность: люди, работающие в сфере кино или обучающиеся в драматических школах, чаще других страдают расстройством личности и жалуются на нервные срывы. Работа на пределе своих возможностей - участь каждого актера.

2. Художник

На сегодняшний день большинство творческих исполнителей - фрилансеры, потому что устроиться в компанию удается далеко не всем. В 2007 году в Йоркском университете искусств было проведено , касающееся заработка художников. Выяснилось, что творческая сфера не всегда готова баловать исполнителей шикарными гонорарами.

Художники-фрилансеры соглашаются с тем, что непостоянные выплаты держат их в напряжении . Неуверенность в завтрашнем дне неизменно приводит к стрессу и негативным эмоциям.

Работая в студии, художник постоянно вдыхает ядовитые пигменты красок, которые не только могут вызвать раздражение и отравление, но и повлиять на работу мозга. Только подумайте, как страдали гении эпохи Возрождения, когда по несколько лет писали свои «токсичные» полотна!

3. Киберспортсмен

Индустрия игр стремительно набирает обороты. И если раньше никто не знал, что вымышленные игровые персонажи могут участвовать в соревнованиях, то сегодня сражения команд смотрят более 145 млн человек .

Однако, если вы решите начать карьеру киберспортсмена, будьте готовы к тому, что сидеть за компьютером придется около 12 часов в день. Постоянное нахождение в игровом пространстве не только ухудшит состояние здоровья, но и окажет влияние на психику. Отвыкнуть от пиксельной картинки, которая заменила реальность, будет непросто.

4. Адвокат

Долгая карьера адвоката тоже накладывает ощутимый отпечаток на личность. Излишняя осторожность, строгость и дотошность - те факторы , которые необходимы для успешного ведения дела.

Люди обращаются за защитой не от лучшей жизни, и поэтому адвокат должен быть не только хорошим специалистом, но и психологом, а беседы с клиентами не всегда проходят гладко. Участие в частых рабочих конфликтах расшатывает нервную систему и ухудшает иммунную защиту организма.

Иногда адвокаты получают угрозы и гневные письма, а это прямая дорожка к тревожности и даже апатии. Защищая своего подопечного или разбирая громкое дело, специалист не перестает работать даже за пределами офиса.

5. PR-специалист

6. Спортсмен

Профессиональные спортсмены должны справляться не только с ежедневными физическими нагрузками, но и с давлением конкуренции, а также с собственными эмоциями . Выступления на чемпионатах требуют собранности, перфекционизма и моральной устойчивости.

В свою очередь, постоянные соревнования пробуждают в человеке дух соперничества - атлет и в обычной жизни будет всегда стремиться к первенству.

Помимо этого, каждый спортсмен должен поддерживать статус клуба или организации, а это значит, он должен следить за тем, что делает и что говорит. Профессионалы, улыбающиеся с телеэкранов, становятся примерами для подражания , поэтому на плечах любого атлета лежит огромный груз ответственности не только перед собой, но и перед остальными людьми.

Ежедневное поддержание своего статуса, жесткая конкуренция, травмы и стресс рано или поздно приводят к эмоциональному выгоранию и опустошению.

7. Стилист

Химические средства, с которыми ежедневно работает стилист, со временем могут вызвать раздражение или аллергическую реакцию. А после нескольких лет, проведенных на ногах, да еще и в неудобной позе, не только начинает болеть спина, но и локти, колени, а также может разыграться мигрень.

Многие клиенты приходят в салон не только за новой прической, но и за психологической поддержкой , рассматривая кресло стилиста как кушетку терапевта. Такие ежедневные незапланированные «тренинги» могут привести к стрессу и эмоциональной подавленности, потому что не каждый мастер готов постоянно выслушивать чужие жалобы.

Как понять, что место работы пора сменить и как это сделать

  • Ваши предложения и идеи не ценятся в коллективе. Вы не можете быть самим собой. Если на совещаниях и общих собраниях ваше мнение не учитывается, а в конце дня вы получаете плохую обратную связь - есть все шансы, что вы не на своем месте.
  • Вам неумолимо скучно. Пролистывание ленты социальных сетей, залипание в мобильных играх - явно не то, чем нужно заниматься на рабочем месте.
  • Работа не способствует достижению ваших личных амбиций и целей. Например, если вы хотите издать книгу и в это время работаете копирайтером или редактором новостей - это поможет прокачать необходимые скиллы. Но если с той же мечтой написать роман вы занимаете должность бармена - персонального роста можно не ждать.
  • Вы постоянно чувствуете стресс. Если после рабочего дня вы не способны расслабиться и ваше тело живет в ежесекундном напряжении - это знак того, что пора искать новую работу.
  • Если человек не любит детей, но при этом продолжает работать учителем младших классов, он будет постоянно испытывать стресс, что обязательно скажется на общем психическом состоянии.
  • Вы не растете. Отмотать 15 лет без повышения, может, и благородно, но точно не перспективно.
  • Вы не можете представить себя на этой должности больше года. При устройстве на должность задайте себе вопрос, готовы ли вы развиваться вместе с компанией и работать в этой сфере долгое время.

В большинстве случаев нам не нравятся только некоторые аспекты занимаемой должности. Вы можете обожать проводить тренинги, но ненавидеть заполнять отчеты в конце месяца. И это нормально.

Но если вы согласились с половиной (и больше) утверждений из приведенного списка - подумайте о смене работы. На самом деле отказаться от нелюбимой деятельности и шагнуть в неизвестность не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Определите сферу, в которой вам хотелось бы получить опыт. Пройдите несколько бесплатных тренингов. Прочитайте книги по интересующей вас теме. Не бойтесь завести новые знакомства - спрашивайте и получайте ответы.

Изучите критерии, по которым кандидатов оценивают работодатели, чтобы в будущем стать тем самым новым, полезным сотрудником. Да, это будет трудно, но если это именно то, что вас зажигает, - дерзайте.

А что вы цените в своей работе больше всего?

В список профессий, связанных с общением с людьми, можно включить сотни самых разных специальностей – от врачей и учителей до официантов и управленцев.

Средняя заработная плата: 20000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Профессии, связанные с общением с людьми, многие эксперты считают наиболее сложными. В них далеко не все зависит от знаний и квалификации специалиста - многое решает умение найти подход к человеку и выбрать правильную стратегию поведения для достижения положительного результата.

Профессии, требующие специального образования

Профессии, относящиеся по классификации академика Е. А. Климова к категории «человек - человек», предполагают непосредственное общение между теми, кто оказывает какого-либо рода услуги, и теми, кто их получает. Специальности этой категории отличаются большим разнообразием, их представители работают во всех сферах нашей жизни. Их можно классифицировать по разным признакам, мы же остановимся на показателе обязательности наличия специального образования.

Итак, профессии, связанные с общением с людьми, требующие получения диплома вуза или специализированного ссуза (список составлен в произвольном порядке):

  • Главная задача огромной армия профессионалов этой специальности - передать определенные знания и навыки. И речь идет не только о школьных учителях, но и о воспитателях детских садиков, преподавателях университетов и колледжей, спортивных тренерах, логопедах, дефектологах. В этой сфере чаще всего работают люди, которые искренне любят свое дело, ведь их материальное вознаграждение обычно оставляет желать лучшего.
  • . Персонал больниц, поликлиник, санаториев и оздоровительных центров постоянно находится в контакте со своими пациентами. Основная роль в учреждениях здравоохранения принадлежит врачам, хотя огромный объем работы выполняется медсестрами. Хорошие доктора лечат не болезни, а пациента, поэтому уделяют внимание его проблемам и образу жизни. Количество контактов в течение дня зависит от специализации врача и места его работы. Так, хирург в больнице в основном общается лишь с теми больными, которые находятся у него в стационаре, и их родными, а терапевту в поликлинике приходится иметь дело с гораздо большим потоком тех, кто обращается за медицинской помощью.
  • С начала 2000-х наука о высшей нервной деятельности в России развивается особенно бурно, и после десятилетий непризнания этой профессии в советские времена специалисты получили возможность реализовать свои таланты. Люди еще во многом с недоверием относятся к психологам, опасаясь делиться своими проблемами и предпочитая решать их народными способами. Однако постепенно лед тает, и сейчас поход к семейному психологу уже не считается чем-то зазорным, а специалисты по работе с детьми есть в большинстве крупных школ.
  • Способность найти нужную информацию, получить комментарии экспертов, узнать точку зрения простых людей, умение все это быстро и качественно обработать и предоставить на суд зрителям, читателям, слушателям - вот основные задачи репортеров. Считается, что это работа для молодых, причем вовсе не обязательно иметь диплом журналиста, достаточно любого высшего образования, знаний в какой-либо сфере и умения общаться. От радиожурналистов требуется четкая дикция, а телерепортерам не обойтись без привлекательной внешности. В печатных СМИ важно умение интересно и грамотно излагать свои мысли.
  • . Знание иностранных языков массовым пока не стало, поэтому профессия переводчика остается очень востребованной. Обслуживание политических и бизнес-делегаций, работа в компаниях, имеющих зарубежных партнеров, и последовательный перевод на различных мероприятиях - это неполный перечень обязанностей специалиста. Многие знатоки языков работают гидами интуристов в России или российских путешественников в других странах.
  • Управленец . Руководить коллективом, независимо от его численности, - это особое умение. Работа управленца направлена на организацию деятельности каждого сотрудника с целью достижения его максимальной продуктивности с учетом профессиональных и личных качеств. Если руководитель просто раздает «ценные указания», не прислушиваясь к мнению работников, то со временем у предприятия возникнет проблема с квалифицированным персоналом, решить которую не поможет даже повышение зарплаты.
  • . Это специалист по человеческим ресурсам, или попросту . Любая более-менее крупная компания или организация имеет собственный отдел работы с персоналом, где трудятся профессионалы, главная задача которых - подобрать подходящего сотрудника на вакантное место. Кроме того, они занимаются обучением штатного персонала, разрабатывают систему поощрений и взысканий. Многие фирмы при поиске необходимого работника обращаются в специализированные HR-агентства, имеющие базу кандидатов на разные должности.
  • . Такой человек идет к людям, которые пребывают в сложных жизненных обстоятельствах (болезнь, одинокая старость, неприспособленность к жизни, отсутствие необходимых навыков), и помогает им словом и делом. Нередко соцработникам приходится находить контакт с людьми, которые этого вовсе не хотят (наркоманами, алкоголиками, другими асоциальными элементами).

Представители всех этих профессий, за редким исключением, имеют высшее образование, чаще всего гуманитарное, хотя в случае с управленцами и некоторыми журналистами подойдет и техническое. Что касается учителей и медиков, то они обязаны закончить специализированный вуз или колледж, другие варианты не рассматриваются.

Профессии без высшего образования

На рынке труда есть и другие профессии, связанные с общением с людьми, и чтобы их получить, не надо поступать в вузы. Многие специальности можно освоить самостоятельно прямо на рабочем месте, или же пройдя краткосрочные курсы в учебном центре.

Среди доступных многим профессий можно назвать такие:

  • . Сотни тысяч молодых людей, в первую очередь девушек, начинают свою трудовую деятельность в магазинах. Обаяние, улыбка, умение найти подход к потенциальному покупателю, завоевать его доверие - все это способствует увеличению продаж, а от их объема зависит заработная плата сотрудника. Консультант обязан назубок знать реализуемый ассортимент, все мельчайшие свойства предлагаемого товара, его достоинства и недостатки.

Это далеко не все профессии, связанные с обязанностью общаться с людьми. Список могут продолжить спасатель, библиотекарь, туристический агент, почтальон, консультант, экскурсовод, рекламист. Перечень специальностей очень велик, и он продолжает расширяться.

Где лучше учиться

Высшее образование по профессиям, предусматривающим работу с людьми, можно получить в классических и гуманитарных университетах. Сейчас многие вузы, даже технические, стремятся ввести в свои учебные программы специальности для широкого круга абитуриентов, чтобы привлечь молодых людей с разными способностями. Конкурс напрямую зависит от престижности вуза и конкретного профиля обучения. Так, на переводчика или врача поступить сложно, гораздо проще стать учителем или юристом.

Более быстрое вхождение в профессию обеспечивают средние специальные учебные заведения. Те, кто хочет пораньше начать работать, подают документы в ссузы, которые специализируются на разных профилях подготовки. Медицинские и педагогические училища, колледжи сферы обслуживания никогда не пустуют. А для видов деятельности, в которых нужен минимум специальных знаний, работодатели организовывают обучение непосредственно на рабочем месте под руководством опытных сотрудников или направляют новичков в учебные центры по подготовке персонала.

Кому подходят

Работа с людьми подходит тем, кто открыт внешнему миру, то есть . Они легко входят в контакт, сопереживают, стремятся помочь и ищут варианты, как сделать это лучше в таких профессиях будет тяжело, они все время будут чувствовать себя не в своей тарелке и сомневаться в собственном выборе.

Для работы с людьми необходимо иметь такие качества:

  • коммуникабельность;
  • терпеливость и самоконтроль;
  • вежливость и толерантность;
  • способность слушать другого человека и понимать его проблемы;
  • доброта и готовность помочь;
  • эмоциональная устойчивость;
  • умение аргументировано отстаивать свою позицию;
  • инициативность и ответственность.

Плюсы профессий, связанных с общением, - возможность реализовать свой потенциал, благодарность со стороны потребителей услуг. Минусы - стрессы и психологические перегрузки, высокий уровень ответственности и не всегда высокие зарплаты.

Сколько получают

У большинства представителей «коммуникабельных» профессий доходы невелики. На их величину влияет ряд факторов: место проживания, специальность, должность, стаж работы. Например, учителя в Москве в среднем зарабатывают около 70 тысяч рублей в месяц, в Санкт-Петербурге - 65 тысяч, а в небольших городках приходится довольствоваться 15-20 тысячами рублей. Среди врачей ситуация схожая: в столицах платят 60-70 тысяч рублей, в провинциях - от 20 до 30 тысяч.

Некоторые специальности, связанные с работой с людьми, оплачиваются лучше. В первую очередь можно говорить о руководителях, оклады которых выше. В частном секторе услуги управленцев оцениваются по договоренности, кроме того, по контракту им полагаются дополнительные бонусы за увеличение прибыли компании. Также востребованы услуги переводчиков, которые могут получать от 40 до 80 тысяч рублей в зависимости от иностранного языка, которым они владеют.

Перспективы профессии

Современная экономика приобретает все больше признаков постиндустриальной модели. Новые технологии, компьютерные системы и интернет занимают все большую долю в национальных ВВП, а вскоре к этому перечню добавится искусственный интеллект. Растет количество услуг, которые предполагают взаимодействие людей между собой. По мнению экспертов, в ближайшие десятилетия будут активно развиваться сферы образования, здравоохранения, отдыха и развлечений.

Черникова Т.В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛИСТОВ «ПОМОГАЮЩИХ» ПРОФЕССИЙ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В современных условиях отечественной реальности общее социальное самочувствие специалистов, чьей профессиональной обязанностью является укрепление адаптационных возможностей другого человека, становится значимым условием поддержания социально-психологического здоровья российских граждан.

Неблагоприятное положение в стране повлекло за собой кризис системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и социальной работы. Полученные специалистами знания и технологии работы зачастую оказываются непригодными в конкретных условиях профессиональной деятельности. Вузовские «заготовки» - рекомендации по работе с людьми не гарантируют успешного взаимодействия при проявлениях дезадаптации и деструктивного поведения со стороны населения. Обретение стихийного опыта в процессе работы неизбежно связано с серьезными профессиональными ошибками и чревато эмоциональными издержками для обеих сторон. Положение усугубляется еще и тем, что следствием социально-экономических трудностей повседневной жизни специалиста - педагога, сотрудника социальной службы, работника учреждения культуры, социально-правовой и медицинской профилактики - становятся разнообразные формы субъективного переживания собственных личностных и межличностных проблем.

Трудности профессиональной и личностной реализации специалистов социальной сферы особенно заметны на фоне общего экзистенциального упадка. Проникновение жестокости и разрушения во все сферы социальной жизни, переоценка традиционных ценностей, авторитетов, жизненных смыслов, нарушения и инверсии идентичности и связей между людьми - такова общая картина экзистенциального кризиса, постигшего и нашу страну вслед за его прохождением по западным странам после Второй мировой войны.

В системе образования в настоящее время особенно остро ощущается отсутствие эффективно работающей концепции обучения и повышения квалификации специалистов, работающих с людьми, что вызвано, на наш взгляд, двумя основными причинами.

С одной стороны, ярко проявляется исчерпанность прежних подходов к образованию, связанных с передачей знаний или технологий профессиональной деятельности. Трудно сказать, например, какое академическое знание и какая воспитательная технология может пригодиться учителю - свидетелю голодного обморока ребенка в школе. По причинам финансового характера для большинства специалистов образовательно-воспитательных или социально-культурных или реабилитационно-профилактических учреждений становится недоступной качественная профессиональная переподготовка.

С другой стороны, разработка новых научно-практических походов в образовании затруднена из-за неопределенности государственной политики, которая раньше задавала содержание и общую линию образовательной работы. Декларируемое требование гуманизации образования идет вразрез с реальным отношением государства к социальному положению учителя, врача, ученого, юриста, работника культуры и социальной защиты населения. Осложненное повседневными заботами и бытовыми конфликтами, пониженное социальное самочувствие специалистов проявляется в падении интереса и ответственного отношения к работе, а также в повышенной критичности и нетерпимости в оценках и суждениях. Это неизбежно отражается на общем уровне профессиональной работы, психологическом климате учреждений образования и социальной защиты и, в конечном итоге, на социальном здоровье населения.

В связи с вышеизложенным нам кажется особенно своевременной работа по определению концептуального подхода к практике профессиональной подготовки специалистов, работающих с людьми. Таким подходом в образовательной работе со специалистами может стать психологическая поддержка позитивных профессиональных и личностных устремлений специалиста социальной сферы. Психологическая поддержка понимается нами как практический эквивалент со-бытия, рассматриваемого с позиций антропологического подхода (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Новый взгляд на проблемы современного образования обусловлен теоретико-методологическими исследованиями, выполненными в рамках гуманитарной парадигмы. Ее истоки мы находим в американской гуманистической психологии и в изучении С.Л. Рубинштейном бытия человека в мире. Отечественное наполнение данного понятия предложено Б.С. Братусем в обосновании гуманитарной психологии, обозначившей новый взгляд на человека в российской психологической науке. Данный подход является гуманитарным и в смысле своей антропологической, согласно определению В.И. Слободчикова, обращенности к человеку.

История становления психологии нынешнего века представляет собой, на наш взгляд, пошаговое объединение различных взглядов на природу человека в три основные парадигмы исследования. Их описал A. Bohner как три направления, или перспективы исследований в социальных науках. Первое из них - естественно -научное - трактует мир как неизменную реальность фактов и явлений, подлежащих объективному изучению. Другая перспектива исследований допускает субъективность в истолковании реальности с позиции эксперта, определяющего назначение и границы воздействия на события и явления. Третье направление предполагает критическое отношение к наблюдаемой действительности и преобразование ее по своему усмотрению. Беглый взгляд на историю психологии прошедшего столетия дает нам возможность заметить, что основные психологические теории прошедшего века трансформировались в три основные учения о человеке: теорию социальной установки, теорию деятельности и гуманистическую психологию. Мы считаем, что последнее из направлений, которые обозначил A. Bohner, объединяет эти три теории в плане интерпретации отношения человека с миром в рамках формирующейся гуманитарной традиции исследования.

На сходство существа понятий «деятельность» и «установка» (attitude) указывал А.Н. Леонтьев, называя деятельностью только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. «Оба эти понятия, понятие деятельности и понятие установки, -писал он, - теоретически сближаются в двух кардинальных пунктах. Я имею в виду, что оба они предполагают преодоление так называемого постулата непосредственности и включают

в себя понятие трансформации первичных потребностей в результате их опредмечивания» (1982; 245). Позднее В.С. Магун, анализируя соотношение готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощи, сделает вывод о пересечении деятельностной психологии и психологии гуманистической. Своеобразной точкой их пересечения становится помогающее влияние другого человека - фасилитатора или компетентного взрослого, задающего пространство развития и оказывающего психологическую поддержку процессу личностного роста другого. В свою очередь, гуманистическая психология в понимании ее основателя А. Мас-лоу есть интеграция гештальтпсихологии, психоанализа и бихевиоризма. Гуманистическая психология и психология установки обрели свое благотворное сочетание и продолжение в практике гештальттерапии.

Наша гипотеза об объединении трех теорий (учения о социальной установке, теории деятельности, гуманистической психологии) в один антропологический подход делает возможным включение в него и теологического взгляда на мир (В.И. Слободчиков). Этот взгляд может выражаться в форме своеобразного восприятия мира (социальной установке), подвижнической деятельности или обожествлении бытия. Кстати, наблюдения А. Маслоу за самоактуализи-рующимися людьми позволили ему заметить, что «в некотором смысле только святые есть человечество».

Затронутый нами вопрос об интеграции теоретических взглядов гуманитарного направления связан также с ограничениями каждого отдельного подхода, неизбежно проявляющимися при осуществлении образовательной работы по подготовке специалиста-практика. В подобных случаях недостатки одного подхода могут быть легко компенсированы достоинствами двух других. Например, А.Н. Леонтьев сам отметил ограниченные возможности приложения теории деятельности к изучению проблем общения и творчества. О.К. Тихомиров обратил внимание на изменение функционального содержания деятельности в условиях развития компьютерных технологий, а В.А. Петровский спрашивал, не исчезла ли деятельность вовсе.

Свои проблемы имеются и у зарубежных теорий гуманитарной ориентации. Известный постулат гуманистической психологии об изначально позитивной природе человека и его нео-

граниченных возможностях неоднократно подвергался сомнению. В то же самое время популярная за рубежом теория социальной установки обнаруживает феномены, именуемые «парадоксом Лаппьера», когнитивным диссонансом и каузальной атрибуцией, противоречащие существу самой теории.

Сопоставление антропологического подхода с существующими академическим и технологическим дает нам возможность увидеть динамику представлений о личности во временном контексте последних трех десятилетий нашего столетия. Данный временной промежуток характеризуется тем, что на смену идеологическому и командно-административному подходу в образовании пришел психологический как единственный учитывающий специфику «человеческого фактора» (табл. 1).

Итак, с позиции антропологического подхода к образованию рефлексия и ее высшее проявление - духовность - становится механизмом трансформации личностных смыслов, ценностей и способов поведения. Развитие субъекта происходит в процессе межличностных предметных взаимоотношений, когда формируется новый взгляд на мир.

Последние тридцать лет нашего века, как нам кажется, явили собой последовательную смену трех основных научно-практических подходов в образовании. Они отличаются друг от друга разным видением целей, содержания, ведущих ориентиров и непохожестью теоретических воззрений на личность в образовательном пространстве. Мы проведем краткий ретроспективный анализ различных подходов к пробле-

Таблица 1. Динамика развития представлений о личности и способах содействия ее развитию в процессе профессионального обучения специалистов образования и социальной работы

Временные этапы Содержание4^ представлений \ч 70-80-е годы 80-90-е-годы Конец 90-х годов XX - начало XXI века

Понятие личности Система качеств и свойств Функция или набор функций Субъект

Механизм развития личности Интериоризация Сдвиг мотива на цель Рефлексия

Процесс развития личности Поэтапное формирование качеств и свойств Активность (деятельность, действие, поступок, процесс творчества) Трансцендиро- вание

Стратегия подготовки кадров для работы с людьми Предоставление знаний и контроль за их усвоением Транслирование и освоение технологий эффективного профессионального поведения Передача ценностносмыслового отношения к миру и себе

ме подготовки специалистов социальной сферы, осуществляемых в последней трети XX века.

Научный взгляд Б.Г. Ананьева на возрастную и социальную динамику развития психических функций человека повлиял на становление и развитие системы непрерывного образования. Начиная с 70-х годов идеологический и командно-административный подходы к подготовке специалистов в связи с открытием в обществе «человеческого фактора» стали уступать свое главенствующее положение академическому подходу. С этого времени психологическое знание стало не только отражать, но и определять стратегию образования. В рамках этого подхода, по своей сути естественно -научного, проходило изменение стимулов учения и повышение общественно-политической и научнокультурной осведомленности. Однако преимущественная ориентация на развитие интеллектуальной сферы не отвечала потребностям как самих организаторов образования, так и запросам профессиональной практики.

Начало второго этапа в деле осуществления подготовки специалистов социально-образовательной сферы мы относим к концу 80-х годов. Резко изменившаяся социально-экономическая ситуация потребовала не просто образованных людей. Стали нужны специалисты, готовые обеспечить эффективность профессиональной деятельности и при необходимости быстро менять ее содержание. Разразившийся в образовании «технологический бум», последовавший вскоре после появления работы В.П. Беспалько «Слагаемые педагогической технологии», совпал с выходом в свет работ И.С. Якиманской, раскрывающих прикладной аспект идеи автора о личностно ориентированном образовании. Широкое распространение технологический подход получил благодаря тому, что отвечал созвучной времени новой трактовке личности как системно функционирующему образованию. Один и тот же механизм развития, по-разному интерпретируемый авторами (сдвиг мотива на цель, надситуатив-ная активность, динамика соотношения диспо-зиционной структуры и ситуации и другие), отражал характерную для этого времени потребность в расширении сферы активности личности, ставшей идеологически свободной.

В образовательной сфере личностно ориентированные технологии стали применяться как для подготовки кадров специалистов, так и для реорганизации процессов профессиональной

деятельности. Не вступая в дискуссию по поводу содержания понятия «технология», мы даем собственную интерпретацию названному явлению. Технологии в контексте образовательной деятельности понимаются нами как ситуативные модели (способы) эффективного профессионального поведения, или, иначе говоря, как паттерны - клишированный опыт действий. Особого интереса и широкого распространения в сфере подготовки кадров удостоились технологии активного социально-психологического обучения - дискуссионные методы, деловая игра, поведенческий тренинг.

Несмотря на явные достоинства технологического направления в образовании (мотивационная включенность участников в процесс, актуальность и современность учебного материала, применимость и прогностичность полученного опыта обучения), оно имеет и свои недостатки. С одной стороны, не учитывается специфика различий культурно-образовательной среды (например, севера Сибири и Северного Кавказа). С другой стороны, тревожит вероятность сильного вмешательства личностных особенностей нового обладателя опыта, в том числе его деструктивных проявлений, в процессы интерпретации и транслирования технологии. Помимо этого возникают вопросы относительно границ применения конкретных технологий без ущерба для их содержания и сущности. Однако главный недостаток мы видим в утрате академичности в технологическом подходе. Отсутствие единой научной концепции образования стало причиной некоторой его эклектичности (мозаичности).

В отличие от предыдущего этапа конкретных образовательных технологий современный этап в подготовке специалистов социальной сферы мы определяем как время гуманитарных технологий. Гуманитарными технологиями мы называем универсальные модели (способы) реализации позитивных межличностных взаимоотношений, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья и личностной целостности человека, выражающихся в продуктивности и принятии ответственности за свою жизнь. Межличностные взаимоотношения реализуются в формах адекватного восприятия и понимания другого человека посредством налаженных каналов коммуникации и конструктивных способов взаимодействия. Межличностные предметные отношения рассматриваются как встречные интегрированные

отношения людей, проявляющиеся в групповых эффектах сотрудничества, сплоченности, совместимости, взаимопомощи.

При сохранении общей цели образования (обретение нового знания) и его основного содержания (освоение культурного опыта социального поведения) антропологический подход имеет существенное отличие от двух предыдущих. Оно состоит в том, что ведущим способом взаимодействия становится передача отношения к другому человеку как ценности. Согласно теоретическим положениям С.Л. Рубинштейна, отношения выступают формой связи человека с миром. Психологический смысл отношения, по В.Н. Мясищеву, состоит в отражении личностью на сознательном уровне существующих отношений макро- и микробытия, изменяющих ее формирование. В применении к ситуации подготовки специалистов социальной сферы отношения между субъектами образовательного процесса строятся с учетом поддержания позитивно ориентированных жизненных смыслов, ценностей и форм поведения.

Последующая за процессом обучения самостоятельная деятельность специалиста представляется нам осуществлением психологической поддержки. Само это понятие заключает в себе особенности процесса, стратегии и средства взаимодействия с людьми. Психологическая поддержка как способ профессионального общения характеризуется деятельным включением со стороны и помогающим влиянием психолога, руководителя, педагога, юриста, тренера, сотрудника социальной службы в процессе сопроживания неопределенного, трудного или опасного периода в жизни других людей с целью укрепления их жизненной позиции и стойкости. Единицей осуществления психологической поддержки является разрешение задачи по восстановлению базового доверия как соответствия человека окружающему миру на основе укрепления эмоционально-волевого равновесия, информированности и адекватного социального поведения личности.

Идея психологической поддержки заложена в явлении со-бытия, которое В.И. Слобод-чиков и Е.И. Исаев определяют через понятие сопроживания, и рассматривается нами как его практический коррелят. Со-бытие - диадичес-кая общность совместного бытия - становится пространством духовного развития и совместного проживания общих человеческих смыслов. «Со-бытие, - указывают авторы, - есть то, что

развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма субъективности» (1995; 174). Психологическая поддержка как гуманитарная технология, эквивалентная идее со-бы-тия, в практике подготовки специалистов для работы с людьми выражается в системе мероприятий. Они служат: а) психологической помощи в сохранении и усилении позитивной направленности личности специалиста и руководителя; б) усилению их общественно ориентированных целей, ценностей, субъективных отношений с другими; в) определению меры и форм активности в осуществлении профессиональной деятельности; г) созданию условий для личностного роста и повышения социальной компетентности в целом.

Мы предлагаем собственную точку зрения на структуру со-бытия - кооперативную форму взаимодействия, нашедшую свое выражение в явлении психологической поддержки. Структура со-бытия представляется нам трехкомпонентной. Компоненты могут отражать одну из сторон процесса диалогического взаимодействия. Стороны со-бытия рассматриваются как со-знание, со-переживание, со-действие и соотносятся, на наш взгляд, с тремя качественно отличными друг от друга результатами взаимодействия - приобретенным творческим знанием в трактовке Я.А. Пономарева. Автор обозначает их как созерцательно-объяснительное, эмпирическое и действенно-преобразующее. Созерцательно-объяснительное знание отвечает потребности человека в отстраненной интерпретации и оценке жизненных событий и явлений. Эмпирическое знание связано с освоением опыта решения конкретных задач. Действен-но-преобразующее (обобщенное и рефлексивное) знание предполагает универсальное применение его в преобразовании отношения к окружающему миру и самому себе.

Со-знание - совместное знание - раскрывает одну сторону со-бытия. В результате этой разновидности совместного бытия получается созерцательно-объяснительное знание, связанное с осмыслением непосредственного опыта участников взаимодействия. Со-переживание, со-чувствие и со-участие как совместные виды эмоционального переживания соотносятся с другой стороной со-бытия. Продуктом совместного эмоционального переживания становится эмпирический тип знания. Он выражается в умении осуществлять разнонаправленный поиск вариантов решения профессиональных и

жизненных задач. Со-действие, понимаемое как деятельное участие в жизни другого человека с целью облегчить, помочь, поддержать, являет своим результатом действенно-преобразующий тип знания - универсальный способ совладания с жизненными проблемами. Образовательная стратегия психологической поддержки объединяет в себе три типа знания как достижения различных периодов в деле реализации образовательной подготовки специалистов социальнообразовательной сферы. Материалы (табл. 2) представляют проведенное нами сравнение академического, технологического и антропологического подходов к образовательной подготовке специалистов. Определяя образовательные традиции своего времени, каждый следующий подход не только сохранял характеристики предыдущего, но и добавлял свойственные ему новые особенности и достижения. Мы сравниваем цели, содержание, методы обучения и их результаты, а также возможности осуществления специалистами профессионального творчества. Указанный последним параметр рассмотрен нами на основании теории Д.Б. Богоявленской об интеллектуальной активности.

Как мы видим, предметом взаимодействия при гуманитарном подходе к осуществлению непрерывного образования специалистов становятся сами участники процесса обучения: их отношения, личностные возможности и потенциалы развития. Результатом со-учения становится не только воспроизведение чужого знания и опыта. В процессе совместной деятельности происходит порождение нового, авторского знания. Это становится возможным в условиях максимальной активности всех участников, привносящих в процесс учебного взаимодействия субъективный опыт собственной жизни.

Рассматриваемый нами антропологический подход к образованию несколько отличается от других, разрабатываемых и активно внедряемых в настоящее время Ю.В. Громыко, Е.И. Исаевым, В.М. Розиным. Антропологический подход - качественно иной уровень разработки направлений образовательной практики. Главная отличительная характеристика и новизна названного подхода состоит в выходе за пределы рассмотрения образования в категориях «познание» и «практическое освоение». Формируются не знания и не профессиональные умения, а сам человек как субъект своего познания и опыта. В реальной практике это отли-

чиє проявляется в том, что после передачи гуманитарного отношения к другому человеку как субъекту своего интеллектуального и личностного развития не требуется мониторинг практической деятельности, неизменно сопровождающий реализацию других образовательных подходов. Специалист антропологической ориентации личностно слит со своей профессией: отношения с другим человеком выступают способом жизни, а не набором профессиональных приемов. Сформированное отношение специалиста к другому человеку выступает залогом того, что он сам отныне будет успешно справляться и с производственными проблема-

ми, и с самим собой, и с определением перспектив и темпов своего развития.

Антропологический подход в образовании, реализующий стратегию поддерживающего отношения, предполагает соблюдение двух обязательных требований. Первое из них связано с определением содержания отношения субъектов учения. Второе требование относится к построению модели процесса постижения профессионального опыта в ходе учебного взаимодействия.

Таблица 2. Сравнительная характеристика образовательных подходов на различных этапах осуществления подготовки и переподготовки специалистов «помогающих» профессий

Подходы Параметры Академический Т ехнологический Антропологический

Цель Передача общетеоретических и специальных знаний Передача технологий и ситуативных моделей профессионального поведения Передача отношения к другому человеку как субъекту своего развития

Содержание Информация общественнополитического, культурного, узкопрофессионального и др. характера Новые методы осуществления профессиональной деятельности, а также фиксированные техники и систематизированные приемы Восстановление и укрепление отношений человека с миром на основе актуализации его интеллектуальных, эмоциональных и регуляторно-поведенческих ресурсов

Методы обучения Интерпретация общественнополитического и специального знания. Инструктирование. Демонстрация профессионального опыта Просветительское информирование и транслирование эффективного передового опыта с рекомендациями по его внедрению Передача способов отношения к окружающему миру в ходе самообразовательной работы. Содействие креативности и личностному росту

Ведущие стимулы учения Соответствие эталону специалиста Профессиональное и статусное самоутверждение Реализация профессиональноличностного потенциала

Методы усвоения Пассивное восприятие и репродукция информации. Реферирование научных и методических текстов согласно заданной тематике и плану работы Самообразовательная работа по исследуемой проблеме при участии компетентного эксперта. Профессиональные пробы. Внедрение передового опыта Тренировка точности межличностного восприятия и эмоционально-волевой саморегуляции. Групповая дискуссия. Креативная игра (деловая, имитационная, ролевая, рефлексивная). Рефлексия отношения к новому знанию, переживанию, опыту

Результаты Повышение общеинтеллектуальной и узкопрофессиональной осведомленности Расширение репертуара профессионального поведения Порождение нового отношения к миру в форме экзистенциального знания. Развитие возможностей человека к самопреобразованию

Характер творчества Стимульно-продуктивный Эвристический Креативный

чения отношение к человеку вернется к обучающему событиями и встречами, которые он сам себе обеспечил в процессе образовательной работы со специалистами. По такому поводу, говоря об образовании, А. Маслоу заметил, что если в зеркало заглянет обезьяна, то вряд ли оттуда выглянет апостол. Категория «отношение» в системе образовательной подготовки специалиста интегрирует в себе не только достижения трех теорий гуманитарной ориентации и трех отмеченных нами подходов к осуществлению образования. Они предполагают также три модели отношений, многократно описанные в научной литературе.

Отношения академического характера («Я обладаю информацией и готов объяснить вам то, что вас волнует») имеют целью повышение информационной компетентности, как другого человека, так и своей. Межличностные отношения носят отстраненный характер. Они предполагают, что второй участник учебного процесса является объектом воздействия. Ему предписывается выполнение назначенных действий для устранения незнания. Основным средством обучения является инструкция (совет), а результатом - предоставленная и полученная информация. Достоинства такой формы отношений состоят в ориентации на ценность познания и в ответственности обучающего за качество и последствия предоставленной информации. Основные трудности связаны с переживанием некомпетентности при недостаточной информированности и осознанием субъективности и относительности передаваемых и получаемых сведений.

Отношения технологического характера построены по типу: «Я помогу вам измениться, если вы этого хотите». Целью таких отношений является проведение образовательных мероприятий в ответ на запрос со стороны обучающихся. Содержание обучения связано с развитием отдельных практических умений специалиста. По сравнению с первой моделью отношений обучающийся здесь более активен, хотя инициатором и центром образовательных отношений по-прежнему остается обучающий. В результате работы происходит разрешение частной проблемы - освоение нового вида профессионального поведения. Достоинством такого типа отношений остается центрация на проблеме освоения учебного материала. Недостатки связаны с переживанием бессилия при осуществлении неудачных профессиональных проб.

Антропологическая модель отношений, кроме включения двух названных, предполагает возможность участия обучающего только в качестве организатора образовательного процесса. В его задачу входит создание условий для актуализации у второго субъекта учения его интеллектуальных, коммуникативных, регуляторно-поведенческих ресурсов и в целом личностного потенциала в деле освоения профессии. Целью образовательных отношений становится преобразование внутреннего мира участников - трансцендирование их субъективности. Содержанием отношения является обмен опытом познания. Один субъект знает больше другого о сферах своего интереса и перспективах его развития. Другой владеет пониманием того, как это можно осуществить. Основным средством отношений становится диалог в подлинном его понимании М.М. Бахтиным и Т.А. Флоренской. В диалоге проявляются адекватные ситуации неструктурированные вербальные действия, соответствующие потребности другого человека в поиске нового знания, опыта переживания и поведения. В результате отношений появляется новый опыт самообучения. Трудность для осуществляющего такую профессиональную подготовку может состоять в необходимости постоянного поддержания профессиональной формы с помощью рефлексивной (индивидуальной и групповой) работы по разрешению личностных проблем. Этому во многом могут содействовать профессиональные сообщества различного уровня, за развитие которых в последние годы ратуют ведущие ученые и практики страны.

Рассматриваемая в контексте со-бытия его технологическая форма - психологическая поддержка специалистов социальной сферы - имеет своим назначением модернизацию вузовского и послевузовского образования на основе интеграции психологической науки и практики образовательной деятельности. Синтез идеи со-бытия и практики психологической поддержки выражается в разработке и внедрении программ активного обучения в повседневную практику с позиций гуманитарной психологии. Мы выделяем три направления разработки таких программ, содержательно ориентированных на одну из сторон со-бытия - кооперативного учебного взаимодействия.

Информационная поддержка специалиста сопровождает его переход от этапа бессистемного потребления культурной информации к

освоению средств ее поиска, хранения и упорядочения, а затем - к продуцированию и транслированию профессионального, общекультурного и духовного опыта. На каждом этапе осуществления информационной поддержки используются различные средства содействия: от форм усвоения и транслирования известного материала до причастности к разработке авторских идей и концепций.

Эмоционалъная поддержка личности специалиста позволяет ему стать субъектом сохранения своего психологического здоровья. Он проходит путь от совместной с психологом диагностики и ситуативной коррекции до самодиагностики, эмоционально-волевой саморегуляции и организации психогигиенической работы по профилактике «синдрома эмоционального сгорания». Эмоционально здоровый специалист способен успешно работать в ситуации оказания помощи родителям детей-инвалидов, родственникам наркозависимых, абонентам службы экстренной телефонной помощи. В настоящее время проводится разработка технологий для специалистов по работе с молодыми людьми, выбравшими профессии «помогающего» типа - психолога, социального работника, учителя, медика, юриста. Программы социально-психологического обучения молодых людей будут служить, с одной стороны, анализу и оценке их альтруистических возможностей, а с другой стороны - раннему освоению средств психогигиены для сохранения психологического здоровья.

Организационная поддержка и поддержка профессионалъной активности проводится с помощью интенсивных социально-психологических методов, позволяющих освоить новые способы конструктивного социального поведения. Внедряемые в практику, апробируемые и разрабатываемые интенсивные гуманитарные технологии направлены на поддержку профессиональной активности специалистов, осуществляющих работу в сфере образования и социальной защиты. Одни технологии помогают специалистам в содействии семейному самоопределению и профориентационной работе с молодыми специалистами и безработными, в том числе выбравшими профессии общественно-политической и предпринимательской направленности. Такие технологии представляют собой программы групповых тренинговых занятий. Решению проблем социальной реабилитации и переадаптации послужат тех-

нологии другого рода. Они максимально про-ективны и, как правило, содержат переосмысление временной перспективы жизни. Еще одна группа технологий помимо вопросов активизации и эмоциональной поддержки рассматривает проблемы профилактического информирования и интеллектуального развития, что способствует успешному преодолению гражданами ситуаций конфликта, публичного выступления, коммуникативной, интеллектуальной и профессиональной конкуренции. Другие виды интегрированных технологий совмещают научные разработки психологов и практику жизнедеятельности человека в таких сферах, как СМИ, спорт, литературное и изобразительное творчество, природоохранная активность.

Образовательная подготовка построена на принципах межличностного взаимодействия, которые становятся базовыми основаниями для практической работы специалиста социальной сферы. Мы предлагаем следующие десять принципов:

1. Принцип построения работы по образцу решения творческой задачи в контексте иссле-довательско-формирующего метода, с учетом индивидуальных особенностей участников.

2. Принцип приближенности содержания занятий к реальной жизни: учебный материал включает условия профессиональной деятельности и собственные проблемы участников, влияющие на эту деятельность.

3. Принцип диагностики и обязательной работы с материалами диагностики и самодиагностики.

4. Принцип рефлексивной преемственности: каждый новый этап учебной работы должен быть основан на предыдущих осмысленных достижениях.

5. Принцип добровольности участников и открытости группы.

6. Принцип безоценочности и сниженной критичности.

7. Принцип опоры на социальный интеллект, что предполагает осведомленность в межличностных отношениях участников и их регуляторные поведенческие возможности, достаточные для обеспечения активности всех при взаимной ответственности каждого.

8. Принцип активности: овладение потенциалом своих возможностей и воплощение «са-мообязательств» - новых требований к себе, превышающих первоначальные.

9. Принцип продуктивности, состоящий в том, что действующие лица осуществляют совместную деятельность по формированию или изменению целостных смысловых образований, и это проявляется в изменении социальных установок личности.

10. Принцип сотворческой позиции участников, посредством своей личности создающих необходимые условия для личностного роста другого - переосмысления и преобразования представлений, отношений и повседневного поведения.

Нами специально рассматривается вопрос о слагаемых профессиональной позиции организатора обучения. Мы относим сюда степень его открытости в общении, ведущие смысложизненные ориентации, доминирующее эго-состояние и коммуникативные установки, тип слушания и говорения, включая особенности подачи обратной связи и индивидуальные формы оказания поддержки. Каждый из компонентов профессиональной позиции имеет свою историю. Предпочтение при выборе позиции отдается более

поздним онтологическим образованиям, требующим, как правило, специально направленной на их формирование работы. Занимаемая обучающим позиция и ее варианты выступают специальным предметом обсуждения среди участников образовательного процесса.

Рассмотренный нами антропологический подход к образовательной работе позволяет кратко обобщить сказанное. Подготовка и переподготовка кадров реализуется как событийная общность в формах психологической поддержки. Психологическая поддержка как способ обучения взрослых предполагает создание гуманитарных технологий - универсальных моделей межличностных отношений, обеспечивающих личностную целостность человека и укрепление его психологического здоровья. Цивилизованное отношение - к электорату, к иной национальной культуре, к другому человеку (потребителю, больному, пассажиру, ребенку) - может быть сформировано в процессе образовательной подготовки кадров для работы с населением.

Список использованной литературы:

1. Черникова Т.В. Гуманитарная психология образования. М.: Международная педагогическая академия, 2001. 216 с.

2. Черникова Т.В. Гуманитарная стратегия профессионального образования. Волгоград: ООО «Принт», 220 с.

3. Черникова Т.В. Три стратегии подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2003. №2. С. 9-12.

Среди все остальных типов профессий тип «человек - человек», пожалуй, предлагает самый широкий ряд видов деятельности. К этому типу относятся не только врачи, учителя, менеджеры и продавцы. Если вы любите постоянно общаться с людьми, стремитесь помогать окружающим или выявили в себе лидерские качества, тогда следует узнать, какие существуют профессии, связанные с людьми .

Профессии типа «человек - человек» связаны с такими видами деятельности, как обучение, обслуживание, воспитание и руководство . Лучше ориентироваться в области общения с людьми помогают такие учебные предметы, как история, литература, психология, социология и другие, основная направленность которых ориентирована на изучение людей и общества в целом.

Выбор любой профессии, связанной с общением с людьми, должен основываться на ваших индивидуальных склонностях и интересах к той или иной области труда. Выявлению таких склонностей может способствовать опыт общественно-организаторской работы в школе, опыт организации или участия в коллективных мероприятиях , опыт подготовки социальных ярмарок и т. д.

Одной из основных особенностей профессий, связанных с людьми, является то, что большая часть труда будет уходить на взаимодействие между людьми . Если такое взаимодействие не будет налажено, значит, и работа в целом ладиться не будет. Например, если у воспитателя, педагога или руководителя не складываются доверительные взаимоотношения с людьми, которых он воспитывает или которыми руководит, то, соответственно, весь труд человека будет напрасным.

Еще одной особенностью профессий типа «человек - человек» является то, что от человека требуется двойная подготовка . Во-первых, нужно уметь устанавливать и поддерживать контакт с очень разными по статусу и по возрасту людьми, понимать их и с легкостью разбираться в особенностях поведения и характера каждого, а во-вторых, нужно быть хорошо подготовленным и в своей области производства, науки, техники или искусства.

Профессии, связанные с людьми, требуют индивидуальной подготовки специалиста. Для работы с большим количеством людей понадобятся выдержка, физическая и психологическая устойчивость , так как во время общения с людьми может быть затрачено намного больше энергии, чем при работе, например, с техникой.

  1. Профессии, связанные с работой с людьми и коллективами, а также с управлением производством. Эти профессии будут связаны с планированием и организацией, с управлением и координацией деятельности коллектива, с контролем и принятием различных решений. К этому подтипу относятся: менеджер по персоналу, руководитель, помощник руководителя, менеджер по подбору персонала, офис-менеджер, финансовый менеджер, спортивный тренер, психолог, психоаналитик, следователь, социальный работник, специалист по связям с общественностью и др.
  2. Профессии, связанные с обучением и воспитанием, профессиональной подготовкой и организацией детских и юношеских коллективов. К этому подтипу относятся не самые легкие профессии, так как нужно уметь быстро находить подход к каждому ребенку. Но среди плюсов таких профессий можно выделить то, что работа в сфере образования является в какой-то степени творческой и дает возможность самореализации. К профессиям такого подтипа относятся: воспитатель, дефектолог, логопед, преподаватель, детский психолог, социальный педагог и др.
  3. Профессии, связанные с торговым и материально-бытовым обслуживанием людей: менеджер по продажам, супервайзер, торговый или страховой агент, агент по недвижимости, продавец, кассир, промоутер, бармен, дилер и др.
  4. Профессии, связанные с информационным обслуживанием людей. Такие профессии технического направления будут связаны с обработкой, хранением и воспроизведением информации. Сюда можно отнести почтовое и банковское обслуживание, регистрацию информации, выдачу справок. К этому подтипу относятся следующие профессии: переводчик, журналист, редактор, специалист по маркетингу, инспектор, секретарь, юристконсульт, секретарь-референт и др.
  5. Профессии, связанные с медицинским обслуживанием и помощью людям: врач, медсестра (медбрат), лаборант, фармацевт, массажист, гомеопат, мануальный терапевт, косметолог, диетолог и др.
  6. Исполнительские профессии будут связаны с выполнением поставленных целей и задач, с работой по определенному образцу, с соблюдением правил и нормативов, а также со стереотипным подходом к решению задач. К исполнительским профессия можно отнести следующие: военнослужащий по контракту, инкассатор, милиционер, криминалист, проводник пассажирского вагона, сотрудник МЧС, охранник и др.

Я могла бы предложить в статье список из 10 подходящих интровертам профессий. Расписать, какие они чудесные и как подойдут тем, кто любит одиночество и предпочитает поменьше общаться. Но делать этого я не буду.

Почему?

  1. Не все интроверты готовы так вот взять и бросить работу, которая их кормит, и уйти заботиться о зверюшках в зоопарк или месяцами и годами пробиваться в интернете.
  2. Я уверена, что интроверт готов хорошо делать практически все.

    Главное – понять, что значит быть интровертом и строить свою карьеру исходя из этого.

  3. Какую бы профессию вы ни выбрали, придется общаться с людьми, конкурировать, решать сложные задачи и выдерживать критику. Дома вы будете работать или в офисе, с начальником в соседском кабинете или в зоопарке с обезьянами, от общения, часто неприятного, никуда не деться.

Поэтому эта статья не об идеальных профессиях, а о том, как интроверту решить, какая работа ему подходит.

И сделать к ней первые несколько шагов.

Узнаем себя

Насколько хорошо вы себя знаете, как интроверта? Почитайте пару статей и даже книжек.

  1. Какой вы? Что вам нравится, а что нет? Легко ли вам дается учеба? Какие черты вам помогают в работе, как вам кажется?
  2. Понаблюдайте за собой.

    Что вас раздражает, лишает сил? Что делает вас более общительным, эффективным? Что вас раздражает в вашей работе?

  3. Чем бы вы хотели заниматься? Забудьте о мнении ваших родителей, мужа и прочих важных для вас людей.

    Спросите у себя, чем именно вы бы хотели заниматься? Что бы вы хотели изменить в вашей теперешней работе? Какую работу вы бы выбрали, если бы у вас уже было много денег?

Начинаем с малого

Теперь приступаем к действию. Маленькому, даже крошечному, которое не потребует от вас никаких колоссальных потерь времени, денег, положения в обществе.

Нужно сделать первый шажок к изменениям. Не стоит пугать себя какими-то грядущими пертурбациями, неизвестностью и конкуренцией в другой сфере. Пока это оставьте.

Посмотрите на свои ответы в пункте «Узнаем себя».

7 профессий для тех, кто любит общаться с людьми

Так чем же вы хотели бы заниматься? Что бы хотели попробовать? Рисовать? Шить? Писать тексты? Быть продавцом в антикварном магазине?

Писать рецензии на книги и обзоры фильмов? Продвигать в сети товары и услуги?…

Теперь залезьте в интернет и почитайте пару пустых статей на выбранную тему.

Завтра почитайте что-то более серьезное, посмотрите, какое вам подойдет обучение, сколько оно стоит. Еще через пару дней почитайте книгу на выбранную тему…

Не стоит пугаться нового. Пусть в вас живет идея: «Я занимаюсь этим просто так, чтобы чувствовать себя счастливее. Может я стану специалистом в новой сфере и буду зарабатывать этим. А может это станет моим хобби, которое приносит мне дополнительный доход и чувство удовлетворения и счастья».

Она поможет разобраться в своих желаниях, научиться видеть возможности, даже когда их нет, медленно, но верно добиваться желаемого.

Ищите вдохновение

Интроверту сложно менять что-то в жизни без вдохновения.

По крайней мере, такому интроверту, как я. Поэтому еще один мой совет – ищите вдохновение повсюду. Где я его находила? В парикмахерской, в строительном магазине, в расставаниях и встречах, в своей ревности и глупости других, в видео из интернета и в книгах… Подробнее в этой статье .

Вдохновение помогло мне сделать ремонт, пройти обучение, поменять отношение к себе, найти себе хобби.

Уверено, оно и вам поможет стать счастливее и преобразить свой мир.

И последнее…

Дорогие интроверты! Не ищите готовых списков работы для вас.

Вы индивидуальны, у вас свои способности, задатки, склонности, образование и пр. Ищите работу, которая бы подошла именно вам. И пробивайтесь в выбранной сфере. Медленно, крошечными шагами, постепенно вы придете к тому, что вас устроит.

Тогда скажете себе: «Я живу так, как хочу. И я счастлив…!».

В каждой команде у вас будут встревоженные коллеги.

Общение с тяжелыми людьми, боссами, клиентами, друзьями — это особый вид искусства . Решение психологических проблем на рабочем месте сложно, но положительный результат создает уверенность в себе, уверенность и приносит удовлетворение. Вы можете значительно улучшить свою рабочую среду и моральный дух, если освоите психологию общения с тяжелыми людьми.

Трудно определить, кто такие тяжелые люди.

Конечно, вы можете попытаться нарисовать психологический портрет, но почему? Однажды на такого человека, и поэтому он будет чувствовать. В каждом коллективе есть тяжелые люди, хотя все зависит от восприятия. Если вам лично сложно, то стоит подумать, и если это для всех, то, скорее всего, команда редко делает ошибку. В целом, ваше восприятие во многом зависит от таких факторов, как самооценка, уверенность в себе и даже профессионализм.

Общение с тяжелыми людьми Легче, если человек просто неприятен, или его поведение влияет на группу сотрудников.

Но ситуация становится более сложной, если человек публично подрывает вашу репутацию или нападает на вас лично. Но не распыляйте на этот нерв и не блокируйте себя, поэтому просто держите проблему. Надо действовать. Как? Вот советы, которые могут помочь.

Тяжелые сотрудники

Трудные люди были, есть и будут, должны быть приняты и не мечтали о том, что кто-то исчезнет где-нибудь с волной волшебных баров.

Трудности в общении с тяжелыми людьми зависят от вашей самооценки , и как вы уверены, что вы чувствуете себя профессионалом. Нет одинаковых символов, поэтому каждый случай следует рассматривать отдельно. Например, некоторые люди слышат себя, но им нравится учить всех. Другие воспринимают чужое мнение, которое не совпадает с их собственным, как оскорбление.

Некоторые не заботятся о своих обязанностях, поэтому вы и ваша команда меняетесь лично. Есть также те, кто обожает критику, не пытаясь решить суть проблемы. Трудные коллеги конкурируют с вами за привилегии и внимание их начальников, а иногда и слишком.

Кто-то пытается дискредитировать вас, сделать недостаток, заменить его, и вы должны работать осторожно, потому что понимаете, что вам нужно следовать за спиной.

В общем, трудно сказать все возможные ситуации, но они всегда появляются в каждом коллективе. Ситуация другая, но у всех есть одно свойство — их нужно решить. Конечно, ничего не делайте, это один из вариантов решения проблемы, хотя и не самый успешный.

Ситуация не будет лучше, но скорее всего это только ухудшится. Как в кулинарной чашке, если вы не пытаетесь закрыть крышку плотно, все равно останется пар, и в худшем случае вы можете сломать бак.

Большинство людей просто впадают в глупость, если они непрофессиональны, поэтому стоит потратить время на решение, а не на эмоциональное решение.

Вы злитесь и испытываете столько боли, что усилия по устранению ситуации становятся необоснованными. Конечно, вы можете поговорить с трудным человеком, если вы контролируете себя. Вы всегда жалуетесь на коллегу, вскоре вы заработаете свою репутацию гитары или еще хуже, клеветник. Поверь мне, никто не понравится, и твои начальники тоже.

Что поставлено на карту в конфликте?

Самое неудобное, если у вас давний конфликт на рабочем месте, вы не можете обвинять «неспособность решить проблему самостоятельно, как профессионал», но она по-прежнему отмечена «трудным» работником, что, безусловно, не является позитивной карьерой.
В конце концов, боссы будут просто уставать от постоянного конфликта и принимать решительные меры, а там и еще до того, как увольнение не за горами.

Работа с более тяжелыми сотрудниками

Итак, каковы способы решения проблемы.

  • Начни для себя.

    Вы уверены, что причина проблемы на самом деле является коллегой? Может ли быть скрытый мотив предрассудков?

  • Невозможно решить какой-либо конфликт, если вы не понимаете его сути. Там могут быть проблемы, было недоразумение. Вы можете решить это только одним способом — говорить.

    Занятия, связанные с коммуникацией и работой с людьми

    Если ваш тяжелый коллега не сделает первый шаг, ваш ход будет вашим. Если человек соглашается говорить, проявлять наибольшее количество терпения. Спросите его, что он думает об этом конфликте, и слушайте внимательно, не прерывая его, слушайте.

    На этом этапе выводы будут, следовательно, главными для прослушивания. Будьте терпеливы, видя ситуацию совершенно по-другому и, возможно, даже очень удивлен.

  • Возможно, наоборот, мы все хорошо знаем вашего противника, но не беспокойтесь о том, как вы себя чувствуете, или это намеренно. В любом случае они пытаются достичь соглашения о будущих отношениях, то есть стараются быть миротворцами, даже люди с плохим знаком могут изменить свое отношение, если они должны быть честными в отношении своего поведения.
  • Вы можете публично противостоять поведению вашего супертяжелого коллеги.

    Общайтесь с юмором или легким сарказмом. Преднамеренно преувеличивайте, делайте приветственный ход — нет, не тот, но, например, ОК, или положите руку на сердце. Юмор не спасет ситуацию, но переведет на другой самолет.

Хотите больше непопулярных советов? Запуск — это определенно вариант.

  • Если вы сделали то, что могли бы сделать, но это не помогло, пришло время привлечь других — ваших начальников и коллег.

    Имейте в виду, что вы активизировали ситуацию. В конце концов, многие из этих советов очень трудно принять, но все зависит от ситуации. Если это карьера и ваше будущее, все методы хороши. Обычно готовьтесь к разговору с боссом.

  • Он не рассматривает ноты и проблемы как межличностные, а как проблемы, которые влияют на производительность, работу, атмосферу команды.

    Расскажите своему боссу, что делает тяжелый человек, и как он влияет на работу всей команды.

  • Создайте план решения проблем. Возможно, вы подключите своего босса. Имейте в виду, что хороший босс может привести вашего тяжелого сотрудника и его руководителя к трехстороннему обсуждению на этом этапе.
  • Включите других сотрудников, у которых есть проблемы с трудностями, но — будьте осторожны.

    Иногда команда подхода помогает убедить начальника в том, что проблемы в команде из-за тяжелого рабочего гораздо шире и глубже, чем ожидалось. Но будьте осторожны с этим подходом, мы не должны оказывать давление на босса, если они появятся в качестве организатора «массовых протестов», чтобы он не пошел вам на пользу.

Если эти методы не работают, попробуйте ограничить доступ к этому человеку.

Избегайте совместной работы, если это возможно. Выберите проекты, которые не затронуты. Конечно, мы должны делать свою работу, чтобы не навредить нашей карьере, но избежать ответственности — это вариант.

Получите новую работу в своей организации. В зависимости от размера вашего бизнеса вам никогда не придется работать с этим тяжелым рабочим. Вам просто нужно решить, какая цена, согласно вашему счастью и успеху, вы готовы заплатить, если останетесь?

Необходимо решить, что преобладало в этой ситуации, будь то хорошее или плохое. Если вы видите, что покидаете это место, вы теряете слишком много, а затем перестаете жаловаться и возвращаетесь к работе. Попытайтесь связаться с вашим коллегой по тяжелой категории по-другому, но это, безусловно, будет решением.

Ну, если в этой части нет специальных опций, перенаправьте свою энергию, чтобы найти другое место. Он делает все это, а затем к лучшему, и, возможно, такое решение принесет новую возможность и откроет новые горизонты.

Вопрос:

Пожалуйста, помогите мне, Кирилл, если сможете.

13 профессий для тех, кто любит говорить

Дело в том, что я боюсь общаться с людьми в группе, где вам нужно строить какие-либо отношения. Я просто избегаю людей. Я избегаю конфликтов, конфликтов, ситуаций, когда я могу сделать или сказать что-то неправильно. В общем, я не пытаюсь выразить свое мнение о какой-либо возможности.

Часто я не могу противостоять себе, защищая свои личные интересы. Меня беспокоит мнение совершенно незнакомых людей для меня, во всем мире. Я буду работать как тяжелая работа. Но это не просто рабочая группа. С людьми это очень сложно. Я их боюсь. Что мне делать? Виктория.

Ответ:

Привет Виктория.

Это действительно не сложно работать в группе, если есть страх перед проявлением. Из-за страха повреждения отношений с другими, вы становитесь невидимыми.

Львиная доля энергии должна быть невидимой. Конечно, вам сложно работать.

Что делать в этой ситуации? Самый эффективный способ — пройти курс групповой терапии. Такие проблемы решены очень быстро. Если этот параметр не подходит по разным причинам, вы можете попытаться овладеть собой. Постарайтесь начать с малого: выберите наиболее «безопасный» для коллеги, чтобы вы чувствовали себя максимально комфортно.

Последние материалы сайта